Интерес к готовящимся полетам человека в дальний космос в последние годы заметно усилился. Наш журналист побеседовал о вопросах его освоения с авторитетным волгоградским физиком, доктором физико-математических наук Ильей Коваленко, много лет внимательно отслеживающим состояние дел в этой сфере.
По мнению волгоградского физика, в обозримом будущем земляне смогут путешествовать на Красную планету, а не только наблюдать за ней в телескоп.
Нас ожидают Страх и Ужас
– Илья Геннадьевич, в последнее время на ТВ в комментариях ваши коллеги не раз упоминали, будто бы полеты человека на околоземную орбиту исчерпали себя. Все якобы изучено и исследовано, и в ближнем космосе нам больше делать нечего…
– С тем, что они исчерпали себя, не могу согласиться. Думаю, что они долго еще себя не исчерпают. Но наступает время подготовки и полетов человека в дальний космос, к далеким планетам. Ну, к примеру, на Венеру космонавты садиться, конечно, не будут – слишком там тяжкие условия среды. Возможно, просто выйдут на ее орбиту, полетают вокруг нее. Но в обозримом будущем люди наверняка полетят к Марсу. А промежуточной остановкой для этих полетов станет, конечно, Луна.
Думаю, примерно 10 лет будут вестись испытательные полеты на окололунную станцию, все более продолжительные по времени. Каждая новая экспедиция будет привозить по частям модули для ее создания и расширения. Будет, таким образом, готовиться транспортная система для полетов к Марсу. А первые экспедиции будут отправлены к Красной планете в середине 30-х годов. Сначала – только с выходом на марсианскую орбиту. Возможно, при этом будет совершена посадка на спутники Марса – Фобос и Деймос (или Страх и Ужас – в переводе на русский). Но для того чтобы посадить космический корабль на Марс и вернуть затем его на Землю, не создано пока необходимых технологий.
Космическое такси
– Расскажите о наиболее интересных космических аппаратах, которые летают в космосе сейчас либо только разрабатываются.
– Некоторое время назад США объявили, что с 2019 года начнут запускать сверхтяжелые ракеты в сторону Луны. И это будет первый шаг к тому, чтобы человек совершал полеты в дальний космос, за пределы околоземной орбиты. Совсем недавно такая сверхтяжелая ракета уже успешно прошла испытания. Запустила ее в космос частная американская компания, руководимая миллиардером Илоном Маском. Ракету, способную вывести на околоземную орбиту груз весом более 60 тонн, она создала на собственные средства. И вывела на этой ракете в космос… электромобиль, выпускаемый этой же компанией.
А конкурент Илона Маска, мультимиллиардер Джефф Безос, также увлеченный космосом, готовит собственную сверхтяжелую ракету под названием «Нью Гленн» – по имени первого американского астронавта Джона Гленна. Причем и Илон Маск, и Джефф Безос одновременно разрабатывают новые типы двигателей, где в качестве топлива вместо керосина будет использоваться сжиженный метан.
– И в чем же смысл такого новшества?
– Ракетные двигатели, работающие на керосине, после полетов в космос оказываются сильно закопчены, что очень затрудняет их последующее использование. Очистка же их требует длительного времени и большой затраты сил. Поэтому, если мы хотим запускать ракеты на таких двигателях в космос часто, топливом для них должен служить жидкий метан.
На этой основе, как предполагается, будет создано своеобразное космическое такси, используемое многократно. При этом первая ступень ракеты, выведя на орбиту космический корабль, будет затем в автоматическом режиме возвращаться к месту запуска и приземляться практически там же, где была запущена. Это совершенно новые космические технологии, которые нельзя сравнивать с прежними американским «Шаттлом» либо советским «Бураном».
Дальний космос становится ближе
– Россия будет создавать сверхтяжелые ракеты подобного класса?
– Около года назад было принято решение разработать в России новую сверхтяжелую ракету, предназначение которой – вывод космических аппаратов в дальний космос. А лет за 10 до этого было также объявлено, что наша страна будет создавать пилотируемый корабль «Федерация» для полетов российских космонавтов в дальний космос. Сейчас, насколько мне известно, ведется эскизное проектирование российской сверхтяжелой ракеты. По пилотируемому кораблю «Федерация» завершено техническое проектирование, создана рабочая документация, построены макеты. Теперь наступает этап проведения различных тестов этого космического корабля на его макетах, а затем – и разработки испытательного образца.
И все же ведущей державой в этом направлении сегодня остаются США, объявившие освоение окололунного пространства национальной космической программой. Но они допускают участие в ней представителей и других стран. Уже готовы поучаствовать в ней европейцы, японцы и канадцы. В сентябре 2017 года на международном симпозиуме, проходившем в Австралии, наши представители открыто заявили, что Россия также хотела бы в этой программе участвовать.
– А что мы можем предложить для этого?
– Прежде всего, космические модули российского изготовления. А если к тому времени будет создана и российская сверхтяжелая ракета – то, быть может, даже доставку космонавтов к Луне, на окололунную станцию.
Заглянем глубже во Вселенную
– Какое будущее ожидает другое направление космонавтики – дальние полеты беспилотной техники?
– Именно это направление развивается сейчас в ускоренном режиме. Прежде всего, оно имеет отношение к межпланетным космическим станциям и орбитальным телескопам.
Так, например, на смену знаменитому американскому космическому оптическому телескопу «Хаббл», долгое время летающему на высоте порядка шестисот километров, идут аппараты нового поколения, вылетающие далеко за пределы земной орбиты. Новый телескоп, который заменит «Хаббл», планируется запустить в космос уже в 2019 году. Он будет работать в инфракрасном диапазоне, то есть исследовать тепловое излучение, идущее от космических объектов. Это значительно расширит возможности наблюдения космоса, так как многие космические объекты гораздо больше излучают в инфракрасном, чем в видимом диапазоне света. С помощью этого телескопа появится возможность в том числе наблюдать планеты, вращающиеся вокруг далеких звезд, и даже различать некоторые детали их дисков.
Это проект грандиозный, он на сегодня уже обошелся в 9 млрд долларов, но еще нуждается в доработке. И это будет наиболее дорогостоящий космический проект в истории.
Кстати
Интересные факты
> Ни люди, ни животные на Марсе бы не выжили. Давление на планете слишком низкое, кислород в крови землянина мгновенно бы превратился в газовые пузырьки, что привело бы к гибели.
> Температура на экваторе Красной планеты меняется от плюс 30 градусов по Цельсию в полдень до минус 80 в полночь.
> Из всех космических аппаратов, которые были отправлены на Марс для исследовательской деятельности, только треть смогла выполнить задание, другие попросту исчезали. Это явление пока не получило точного научного обоснования.
> Гравитация на Марсе в 2,5 раза слабее, чем на Земле, так что человек смог бы прыгать там гораздо выше, чем на родной планете.
Александр Литвинов. © Фото: ИД «Волгоградская правда»/ Сергей Каширский.