В кинотеатрах страны продолжается показ фильма «Гоголь. Начало». Сборы в России превысили 6 млн долларов. В чем же секрет успеха продукта отечественого кинопрома? Об этом рассуждает исполнитель роли Николая Васильевича Гоголя Александр Петров.
Секреты антуража
– Почему у всех персонажей в фильме белые лица?
– Это стилистический прием, который очень мощно срабатывает в кадре: во-первых, сразу задает жанр, во-вторых, создает определенную атмосферу. Это была идея Егора Баранова. Герои получились одновременно статичными, вне какого-то времени, и при этом очень живыми.
– Вы отращивали усы для своей роли?
– Это моя главная боль. Они мне жутко не нравились. Изначально мы планировали их каждый раз клеить. Но так вышло, что я приехал на съемки первой части с внушительной бородой, и мы решили попробовать оставить свои усы, понять, как это вообще будет смотреться. Сбрили бороду, оставили усы, затемнили их. И открылась возможность снимать очень крупные планы, практически детальные, через которые мы попадаем во внутренний мир Гоголя. И, когда я разгримировывался после первого съемочного дня, я понимал, что мои усы останутся на весь проект, хоть я их терпеть не мог.
– А с париком какие отношения сложились?
– Вообще, с париком и усами получается совсем другая геометрия лица. Когда ты надеваешь этот парик (хороший парик, что немаловажно!), у тебя автоматически меняются черты лица. К тому же наш художник по гриму, опытнейшая Тамара Фрид, накладывала специальные тени так, что мое лицо менялось еще больше и все вставало на свои места.
– И все равно кто-то говорит, что вы не похожи на Гоголя…
– А мы и не пытались. Прежде всего у нас была цель приблизиться к его внутреннему миру. Естественно, Гоголь у всех ассоциируется с этой прической, усами и большим носом, поэтому в самом начале пути, когда шли репетиции и подготовка, мы даже пробовали делать пластический грим носа. Но, во-первых, это выглядело ужасно, а во-вторых, это просто незачем делать – это же стилизованное кино, где хоть и есть отсылки к биографии Гоголя, но это далеко не байопик. Задача фильма «Гоголь. Начало» – через современный подход показать его внутренний мир, который до сих пор будоражит умы и сердца людей, читающих его великие произведения.
Случайная роль?
– Как началась ваша история с проектом «Гоголь. Начало»?
– Меня вообще не рассматривали на эту роль, пробовали других артистов. Пока однажды в Петербурге на съемках проекта «Спарта» ко мне не подошел Александр Цекало и не спросил: «Хочешь сыграть Гоголя? У тебя есть 15 минут на размышление». И я моментально ответил: «Конечно, хочу».
– Можно назвать проект авторским кино?
– Да, это авторское и при этом зрительское кино. Это авторский взгляд режиссера Егора Баранова на Гоголя.
– Как вам в кадре с Олегом Меньшиковым?
– Это просто счастье. У него уникальная интуиция, он знает, что точно сработает, а что нет. Я учусь у него тем простым вещам, которые на самом деле очень сложны. Когда ты начинаешь понимать те нюансы, которые видит он, это много тебе дает для собственного роста. Олег Евгеньевич привнес в проект множество важнейших деталей. И я бы хотел продолжать встречаться с ним в кадре на разных кинопроектах и, дай Бог, когда-нибудь на театральной сцене.
Стать Гоголем?
– Через какие поступки Гоголь стал вам понятен?
– Представьте, человек берет и что-то сжигает… Меня это очень зацепило и держит до сих пор. Нам далеко не каждый день приходит мысль в принципе что-то разорвать или выбросить, а этот человек уничтожал свое что-то очень личное полностью. Конечно, это определяет очень много черт характера вместе со всем умом, болью и любовью, его внутренним миром, не дававшим покоя ему самому.
– Ваш главный принцип в выборе ролей – не повторяться. Что было в этом проекте новым для вас?
– Невероятная степень нервной закрытости Гоголя. Режиссер меня хорошо знает, поэтому, когда мы снимали первую часть, он направлял всю мою нервную энергию внутрь. У меня душа всегда просится наружу, что-то отдать. А Егор говорил: «Ты отдавай, только вот туда, внутрь».
– А ваш персонаж может сам быть тем самым жестоким убийцей в фильме?
– Конечно. После первой части можно будет подумать на каждого, в том числе и на Гоголя. Никто не знает, что произойдет дальше и как повернется сюжет. Это детектив со смешением мистики и приключений, но прежде всего зрителям надо попытаться понять, что там творится, что там произошло.
> Досье «Родного города»
Александр Петров, актер.
Родился: 25 января 1989 года в городе Переславль-Залесский Ярославской области.
Образование: окончил ГИТИС.
Карьера: после окончания вуза был принят в труппу театра Et cetera под руководством Александра Калягина. На сцене Рижского русского драматического театра в рамках гастролей был сыгран дебютный спектакль «Шейлок» по пьесе Шекспира «Венецианский купец», роль – Грациано. После пяти месяцев работы в театре Et Cetera был приглашен в труппу театра имени Ермоловой под руководством Олега Меньшикова. Первый спектакль на сцене Ермоловского – «Гамлет». Параллельно активно снимался в кино, сейчас на счету Александра более 40 ролей в фильмах и сериалах.
Максим Воронков.
Фото телеканала ТНТ