Модель, на которой даже педали крутить не требуется, прошла 130 километров после одной зарядки солнечных батарей! Для европейских аналогов, выпускаемых серийно, эта цифра до сих пор составляла 40-50 километров.
Кто изобретает велосипед
Идея использовать Солнце не нова: по Италии и Японии курсируют поезда с солнечными батареями на крыше, а в Германии выпускают оснащенные ими катера. И если там энергия солнца остается дополнительным ресурсом (для гаджетов и оборудования), то для гелиовелосипедов она становится главным источником питания.
Созданием велосипедов, где педали “крутит” солнце, занимаются по всему миру. Но, поскольку в приоритет ставится наука, совершенствование моделей для серийного производства отходит на второй план. В итоге гелиовелосипеды для населения «отстают в развитии». Например, максимум, на который может уехать заводской продукт в Китае или Европе после одной зарядки – 40-50 километров.
Преодоление этого предела для серийной модели стало вызовом для студентов СКТБ «Вымпел» Камышинского технологического института. Здесь проектом велосипеда на солнечных батареях занимаются уже 7 лет.
– В этом году мы выиграли грант по программе «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») в размере 400 тысяч рублей, – рассказывает Иван Богданов, главный инженер проекта, преподаватель кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» КТИ. – Это дало возможность собрать головной образец для серийного выпуска, дальность хода которого мы и будем проверять.
– В этой модели реализованы несколько решений по экономии энергии, – поясняет Станислав Петренко, пилот и главный конструктор гелиовелосипеда, ведущий инженер кафедры ЭПП КТИ. – Например, предусмотрена система рекуперации – возвращения энергии для повторного использования. Обычно при спуске под гору выжимается ручка тормоза и энергия, которую вы вложили, чтобы подняться на гору, превращается в тепловую и тратится впустую. У нас благодаря конструкции кинетическая энергия торможения преобразуется в электрическую и возвращается в аккумуляторы. Есть и другие решения, уменьшающие расход энергии, в отличие от конструкций западных аналогов.
От Камышина до Крыма
Эффективность этих решений запланировали проверить во время автопробега «Камышин – Петров Вал – Ольховка – Иловля». Пока шёл торжественный митинг, посвященный Дню России, горожане не оставляли без внимания подготовленную к тесту на дальность хода модель. Дети спрашивали, со скольки лет можно ездить на нем, люди постарше интересовались ценой и необходимостью получать права.
Планы группы разработчиков отражают народные чаяния: в дальнейшем планируется создать модели для дачников, для мам с детьми, а также для мелких перевозок в малом бизнесе. Более того, во время митинга представитель местной администрации предлагает встречать на нем туристов с прибывающих теплоходов.
– Мы создали транспорт для 70% населения, поскольку по статистике только 30% россиян могут позволить себе покупку и содержание автомобиля, а также получение прав на его вождение, – говорит Валерий Галущак, научный руководитель проекта, доцент кафедры ЭПП КТИ. – Кроме того, техника на солнечной энергии экологичнее не только автомобилей, но и электромобилей. Ведь для них требуется электроэнергия, которую вырабатывают ТЭЦи АЭС. Таким образом, доля загрязнения просто переносится с бензинового фактора на электростанции, также создающие вредные выбросы.
Перед стартом Валерий Степанович признаётся, что даже если российский грузовой гелиовелосипед пройдет без подзарядки 50-60 километров, он будет считать эксперимент успешным – такая дальность все равно будет выше существующих аналогов. Если же модель их не преодолеет, работа над поиском новых решений по экономии энергии продолжится.
После митинга и небольшого концерта у Камышинского ДК “Текстильщик» солнечный велосипед в сопровождении колонны велосипедистов отправляется в путь на трассу до Ольховки. На подходе к Петрову Валу цепочка велосипедов растягивается, но как бы ни менялись местами остальные участники, предмет эксперимента остаётся впереди.
Средняя скорость, с которой он едет, составляет 30 километров в час. Максимум – 40 километров в час. Чтобы набрать ее, велосипеду требуется 10 секунд; если при этом еще крутить педали, то всего 7 секунд. Но во время эксперимента скорость держится ровно, а к педалям пилот не прикасается. Итог – модель для серийного выпуска с одной зарядки аккумуляторных батарей прошла 130 километров!
Как резюмирует группа исследователей, несмотря на рекордный результат, энергетическая сторона проекта будет совершенствоваться. Планы на следующий тест – пробег длиной в 800 километров с финишем в Крыму.
ТОП-5 вопросов о гелиовелосипеде
? Поедет ли велосипед в несолнечный день?
Поедет. За счёт накопленного ранее заряда. Солнечный велосипед может идти даже ночью. Для этого он оборудован светотехническими приборами и мощной фарой.
? Нужно ли сдавать на права, чтобы управлять им?
Нет, не нужно. Мощность двигателя ниже той, что предусмотрена в законодательстве для транспортных средств, управлять которыми можно только после получения прав.
? Кто будет продавать солнечный велосипед?
Вопрос о сотрудничестве пока решается. Вероятнее всего, производить его будет собственно предприятие КТИ.
? Велосипед идет только по асфальту?
Нет, он может пройти и по грунтовой дороге.
? Какую массу он может перевезти?
Протестированная на автопробеге полностью снаряженная модель (включая велосипедиста) может перевозить полезный груз массой до 100 килограммов.
Кстати!
Велосипед был также презентован на мероприятии памяти Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева. Событие традиционно посетили и люди с инвалидностью. Как рассказывает Валерий Галущак, гелиовелосипед оказался крайне привлекателен для них.
«Во-первых, когда человек без ног едет на коляске, все видят, что он инвалид. В отличие от того, когда он едет на велосипеде. Во-вторых, велосипед оказался маневренней и уже, чем инвалидная коляска. В-третьих, он подзаряжается при движении, а коляска нет. Надеемся, удастся наладить сотрудничество с социальными учреждениями в этом направлении».
Ирина Ребрикова. Фото Виталия Студенцова.