Волгоградка Евгения Деркач, увидев в нашей газете рубрику «Обратная сторона профессии», решила рассказать о поисках себя. Евгения работала в военном комиссариате, охранном предприятии и бортпроводником. О своих приключениях волгоградка расскажет читателям сама.
Военные будни
Когда мне было 16 лет, окончила девятый класс и подала заявку в центр занятости, где предложили работу в военном комиссариате, им нужна была помощница заведующей несекретного делопроизводства – машинистка. Работа оказалось очень интересной. К примеру, я узнала, что там есть военное и мирное время. Я, как машинистка, когда объявлялось военное время, должна была отправлять телеграммы дежурному в областной комиссариат, тот, в свою очередь, предоставлял ее военкому.
Хочу отдельно рассказать про военный состав. Это добрые, отзывчивые, общительные люди, но и настроение у них менялось быстро. Некоторые из них участвовали в военных действиях в горячих точках, все они видели немало ужасов войны, в свои 25-30 лет уже были ветеранами боевых действий. Поэтому дисциплина для них была важнейшим фактором, часто ставили молодежь на место. Систематически проводились учения как военного, так и гражданского персонала. Причем к нам, гражданским сотрудникам, были такие же требования, как и к военным: физподготовка в спортзале, бег в противогазах, умение правильно разминировать макет бомбы, сделать непрямой массаж сердца, искусственное дыхание и многое другое.
Работа была интересной, но я понимала, что перспектив роста там нет, я ведь не военнообязанная, поэтому уволилась.
Жизнь спасли дубина и газовый баллончик
Так я осталась без работы, стала интенсивно искать что-то по душе, но безуспешно. Как-то мне позвонил знакомый и предложил работу в охранном агентстве. Меня пригласили на собеседование и по итогам приняли на работу. Затем я начала учиться умению владеть спецсредствами и оружием, проходили мы теорию и практику. Например, изучали конструкцию оружия, психологию, технику безопасности. Затем ходили на стрельбы и на физподготовку. Так, я успешно сдала все экзамены и получила лицензию. Затем мне выдали форму и спецсредства, так как к оружию были допущены только мужчины, и отправили работать на мой первый объект – элеватор. Кстати, отмечу, с нами работали разные люди: бывшие военные, сотрудники органов внутренних дел, пенсионеры, студенты различных вузов.
Меня познакомили со всем персоналом, работающим в административном корпусе и различных цехах. Показали рабочее место и усадили за пульт охраны на проходной. Так начался мой первый рабочий день. Полгода прошли спокойно. Меня ставили на разные посты: на водный, автотранспортный, административный и железнодорожный. А потом начались приключения. Поясню, что дежурила сутками и на ночь оставалась одна. Элеватор находится в таком месте, где одни темные дворы и задворки, там часто по ночам бродили наркоманы и пьяницы. Один случай вспоминаю с ужасом до сих пор.
Я сделала обход территории, села читать книгу, тут в дверь начали стучаться двое парней, у которых явно были недобрые намерения. Я ответила, что сейчас вызову полицию, они начали выламывать дверь, чуть не разнесли ее в щепки. Я поняла, что полиция не приедет вовремя, эти парни могли меня убить – нужно было действовать. Я открыла дверь и резко что было сил ударила дубиной по голове одного, а второму высадила весь газовый баллончик в глаза, но перед этим он успел ударить меня кулаком по лицу, я оттолкнула их и закрыла дверь, бросилась к телефону и позвонила в полицию. Они прибыли через 15 минут, я боялась, что меня накажут за превышение самообороны. Но в итоге злоумышленников увезли в отдел полиции, а меня премировали.
Потом всякое бывало – и воры, пытавшиеся унести зерно, и пьяницы, которым нужно выговориться. Люди узнавали, что на объекте работает девушка, стучались в двери, а наутро я находила цветок и шоколад с номером телефона, куда якобы я должна позвонить, иначе разобью сердце.
Еще был забавный случай, когда мы дежурили вместе с пожилой женщиной. Было холодно, и мы прижались к батарее после долгого обхода и так уснули. Старший по смене заходит и громко кричит: «Сны-то цветные?» Мы начали оправдываться, язык спросонья заплетался, было очень стыдно. Сон на посту – грубое нарушение правил работника охраны, нас могли уволить. В итоге мы получили строгий выговор.
Потом я встретила будущего мужа, мы стали жить вместе, я забеременела, но продолжала работать в охране. Начальству я долго не признавалась в том, что беременна, и меня ставили на самые тяжелые посты. Я была уже на шестом месяце, но живота не было видно. В итоге, когда меня поставили на автотранспортный пост, где жуткая загазованность и пыль, в одну из смен на автотранспортном посту я упала в обморок, водитель на большегрузе чуть не переехал меня. Как потом рассказали коллеги, он выбежал из машины и отнес меня в медпункт. Там привели в сознание, я рассказала медсестре, что беременна, и меня раньше времени отправили в декрет.
Покорение новых высот
Опыт работы в охране воспитал во мне усидчивость, устойчивость в характере, я лучше стала разбираться в людях. И в будущем мне эти навыки пригодились. Как-то мама увидела рекламу по ТВ о наборе в школу бортпроводников и предложила мне попробовать. Меня пригласили на собеседование и сразу предупредили, что у меня низкий рост для этой работы, а обучение стоило 50 тыс. рублей и длилось два месяца. Я решила рискнуть. На курсах были такие дисциплины, как конструкция воздушных судов, бортовое питание, опасные грузы, воздушное право, психология, английский язык.
Когда я окончила курсы, нас отправили в Москву в институт гражданской авиации сдавать экзамены. Мы скатывались по воздушному трапу, который был прикреплен к макету самолета, спускались по канату, заходили с огнетушителем по одному в задымленный имитированным дымом и огнем салон и пытались на время, буквально за 10 секунд, потушить весь салон, плавали в бассейне в жилетах и спасали друг друга, делали из трапа самолета так называемый трап-плот и плавали на нем, спасаясь от голода и обезвоживания специальными средствами, выкрикивали по-русски, а затем по-английски команды для пассажиров и многое другое.
Череда собеседований
В трудоустройстве очень помогала школа. Но мой рост действительно оказался проблемой при устройстве на работу. Я ездила по собеседованиям в такие города, как Москва, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Краснодар. Везде получала отказ. Когда я смирилась, что мне не получить эту работу, раздался звонок из столицы.
Мне позвонили из авиакомпании, где я проходила собеседование и мне отказали. Мне сообщили, что мою кандидатуру в итоге одобрили и готовы принять на работу. С жильем проблем не было, помогла подруга мамы. Я работала на внутренних рейсах, побывала в таких городах, как Нижний Новгород, Самара, Иркутск, Нижневартовск, Саратов, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Оренбург и других… Было много интересных моментов, например удалось увидеть много знаменитостей. Некоторые из них дарили женскому экипажу по цветку из огромных букетов, которые им дарили поклонники. Но при всех плюсах это была трудоемкая и не всегда чистая работа. Приходилось поднимать много тяжестей, в том числе телеги с питанием, нужно было много мыть и убирать, в частности туалетные комнаты, и при этом всегда оставаться красивой и опрятной, со свежим макияжем и прической, часто успокаивать пассажиров, особенно детей. В один из рейсов на борту мне стало плохо, потекла кровь из ушей и изо рта, резко закололо сердце. Меня отстранили от работы и начали откачивать. После обследования оказалось, что у меня слабое сердце и часто летать нельзя. Мне пришлось уволиться, на этом моя летная карьера была завершена. Теперь я могу летать только как пассажир. Но при каждом полете я всегда смотрю на экипаж, на инструктаж и внимательно слушаю их, потому что вспоминаю, как сама работала бортпроводницей.
Сейчас у меня уже есть высшее образование. Я окончила факультет журналистики. Почему выбрала эту специальность? Моя мама – журналист, правда, без профобразования, но у нее талант от Бога. Решила пойти по ее стопам.
Евгения Деркач
Фото из личного архива автора.