57‑летний Сергей Деркач – меломан с детства. Еще в школьные годы он начал собирать грампластинки любимых исполнителей и остался верен хобби на всю жизнь…
Сергей Васильевич хранит пластинки в стеллажах за стеклянной дверцей под замком. Доступа к ним больше ни у кого из домочадцев нет.
– Эта картина из моего детства актуальна и сейчас, – улыбается Евгения Деркач, дочь героя публикации. – Для папы прослушивание музыки – ритуал: он аккуратно берет пластинку, протирает специальной круглой щеткой, покрытой велюровой тканью, включает проигрыватель, и мы слушаем музыку его молодости.
Кстати, проигрыватель наш собеседник купил с первой зарплаты, и аппарат до сих пор «на ходу».
– Моя любовь к коллекционированию началась с любви к музыке, я поклонник рока, – рассказывает Сергей Деркач. – Сначала, когда был школьником, пластинки были мягкие и гнущиеся, из специального материала: серые и голубые. Продавались в белых конвертах без иллюстраций. Когда я уже был студентом – покупал пластинки из винила. Они прочные, на конверте изображение группы, как правило, весь конверт был богато иллюстрирован. Я копил, бывало, с трех-четырех стипендий, чтобы совершить очередные покупки. Учился в политехническом университете Москвы, поэтому поиски новинок не занимали много времени. Покупал в основном в двух магазинах – «Меломан» и «Мелодия».
В коллекции волгоградца есть, например, такие группы, как The Who, The Beatles, Led Zeppelin…
– Друзья, узнав о моем увлечении, тоже дарили мне пластинки, – продолжает Сергей Васильевич. – Некоторые мне были привезены из‑за границы: США, Германии, Болгарии, Венгрии и Польши. Поэтому много в коллекции не только английских и русских, но и польских, венгерских, болгарских и других разноязычных групп.
Самой дорогой в пятитысячной коллекции волгоградец называет пластинку культовой группы Pink Floyd, альбом The Wall (в переводе «Стена». – Прим. авт.) 1979 года выпуска.
– Она потрясающе оформлена. Альбом состоит из двух пластинок. Конверт – в виде книги. Она иллюстрирована, как кирпичная стена с карикатурными рисунками учителя с учениками, а также шагающие молоты. Я купил ее у меломана в 1981 году за 80 рублей, это была тогда почти вся зарплата, но учитывая тот факт, что я был еще тогда студентом и получал лишь стипендию, это были огромные деньги для меня. Причем пластинка даже не английский оригинал, а греческая лицензионная копия звукозаписывающей студии СRS New York Harwest, как тогда называли такую пластинку – «перепечатка». До этого периода всю музыку записывали на катушки в основном свердловской и казанской фирмы «Тасма» или «Свема».
Когда Сергей Деркач учился в Москве, туда привозили разные «перепечатки» с английских копий из Югославии, Болгарии, Венгрии и Польши.
– Особенно дорожу довольно редкими пластинками группы Uriah Heep, причем у меня есть почти все альбомы разных годов и составов группы, начиная от альбома Very eavy…very umble до Conquest. Всего около 15 альбомов этой группы.
По словам нашего собеседника, с хобби связано много забавных и даже опасных историй.
– Как‑то прогуливался по московскому парку. Подошли двое парней старше меня лет на пять, спрашивают: «Паренек, ты пластинками интересуешься? Какую музыку слушаешь?» Я ответил, что слушаю в основном «харду» – это жаргон от слова «хард-рок», в переводе с английского «тяжелый». Они ответили, что у них есть редкий винил, всего по 20 рублей за пластинку, а в руках держали небольшой чемоданчик. Завели меня за угол, где было меньше людей, чтобы показать товар. Открывают свой чемоданчик, а там вместо виниловых дисков в приличных конвертах обычные капроновые и мягкие пластинки, к тому же неизвестно, что на них записано. Я вежливо отказался. Парни сразу в лицах изменились. Я уже решил уходить, как один из них меня позвал. Подошел, они развернули меня спиной и дали пинка, потом закрыли свой чемодан и ушли. Я хотел догнать и дать сдачи, но понял, что силы неравны, они старше и их двое. Неприятная история…
Несмотря на развитие технологий, индустрия грампластинок процветает и сейчас. Их везут из Европы – Германии, Англии, Голландии и других европейских стран, продают на интернет-аукционах. Некоторые исполнители выпускают и виниловые альбомы, среди них, например, Бейонсе, Бритни Спирс, Эминем и многие другие. Это и дань традициям, и говорит о престиже артиста. Только звезды первой величины могут позволить себе реализацию винила, он стоит минимум в пять раз дороже, чем цифровой альбом.
– Моя коллекция стоит немалых денег, но я никогда ее не распродам, – улыбается наш собеседник. – Пластинки напоминают мне о юности. Годы прошли, а они остались и до сих пор пригодны для прослушивания. С каждой пластинкой связано свое воспоминание из его юных лет, прожитых в Советском Союзе!
Евгения Долгова
Фото автора.