USD 00,0000 EUR 00,0000
Каждую среду - номер с ТВ- программой в киосках и магазинах региона !
16+

Сетевое издание "Rodgor.ru" (16+) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС77-66294 Учредитель (соучредители): Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Волгоградская Правда"


vk ok telegram dzen youtube rutube

Виртуальная исповедь может заменить реальную?

Виртуальная исповедь может заменить реальную?

На вопросы читателей «Родного города» о церковной жизни отвечает настоятель Калачевского Свято-Никольского кафедрального собора отец Димитрий Климов.

Уединение в молитве

Если надо уйти со службы пораньше, в какой момент нежелательно покидать храм? Можно ли исповедоваться по Интернету? Как быть, если духовный отец далеко?

Николай, Волжский.

– Если так уж надо уйти с литургии, то можно это сделать после чтения Евангелия. Ну а если уж остался, надо быть до конца богослужения. Но это чисто теоретически. А вообще желательно так рассчитывать свой график, чтобы присутствовать на всей литургии, с начала до конца. Если же вдруг случилось что-то неожиданное и экстренное, то какие-то рекомендации здесь ни к чему.

Что касается исповеди по Интернету, то важно понимать, что если человек хочет просто покаяться, то за этим он может подойти к любому священнику. И уж конечно, это надо делать не по Интернету. Что-что, а исповедаться и получать разрешительную молитву заочно – это, я считаю, совершенно неприемлемо. В таком случае можно дойти до заочных венчаний, крещений и других таинств (кстати, заочное отпевание у нас уже есть). Другое дело – общение с духовником, особенно если он далеко и доступен только по Интернету. В электронной переписке или чате вполне можно открыть духовному отцу свой грех и попросить наставления, а тот таким же образом может вразумить или что-либо посоветовать.

Когда в церкви много людей, мне это не нравится: отвлекает и раздражает. Поэтому я предпочитаю заходить в церковь, когда могу побыть там один. Наверное, это неправильно?

Валентин, Волгоград.

– Если кто-то хочет в уединении помолиться Богу – в этом ничего плохого нет. В уединенной молитве есть свои неоспоримые плюсы. Плохо другое – когда человек месяцами или даже годами нарочно заходит в храм в то время, когда там нет службы. Вот он помолился, поставил свечу, постоял и говорит: «Теперь мне стало легче, в душу пришел покой». Если такой захожанин считает, что подобных психотерапевтических сеансов вполне достаточно для религиозной жизни и больше ему ничего не надо, это говорит только о его безграмотности. Складывается впечатление, что таким людям нужен только покой и ничего больше. Но на самом деле, если человек выносит из храма только лишь такие состояния, то это неправильный духовный опыт. Кто сказал, что духовная жизнь должна давать человеку только успокоение? Наоборот, зачастую бывает очень важно взбодриться, духовно воспрянуть или же услышать голос совести, что иногда бывает не совсем приятно и не приносит умиротворения. Надо понять, что духовная жизнь – это не таблетка валерьянки.

Таким образом, молитвы должны быть как индивидуальные, так и храмовые, всей церковной общиной. Неслучайно ведь слово «литургия» переводится как общее дело. И здесь мы приносим молитвы уже не каждый от себя лично, а от лица всей церкви. О чем свидетельствуют сами литургические формулировки, в которых нигде нет единственного числа, а только множественное – «Господу помолимся» и т. д.

Тонкости исповеди

На какие из церковных служб христианин должен ходить обязательно? Что лучше для работающего человека: реже приходить в храм и стоять всю службу или забегать почаще, но ненадолго?

Ольга, Камышин.

– По поводу первого вопроса – на воскресные. И не только, но и в субботу вечером, когда уже начинается церковный воскресный день. Плюс двунадесятые праздники, к которым относится то же самое – всенощное бдение накануне и литургия в сам праздник. Но хочу сделать уточнение относительно людей, которые делают первые шаги в Церкви. Я, чтобы не взваливать на таких новоначальных прихожан бремена неудобоносимые, в результате чего неофит может разочароваться, испугаться трудностей, стараюсь по возможности использовать метод минимизации. Во всем, начиная от вероучительных догматов. Бывает, человек смотрит на меня с недоумением, когда начинаешь ему рассказывать о Символе Веры, который содержит 12 пунктов-догматов, и я вижу, что он в данный момент не способен вместить их все. Тогда приходится сводить к двум самым главным – догматам о Святой Троице и Боговоплощении, и говорить: «Начни пока с этого, малого, прими эти две истины, и ты уже можешь считаться христианином».

По поводу второго вопроса, если речь идет о том, что храм находится, например, по дороге с работы и человек забегает туда по пути, чтобы помолиться, – это, конечно, в любом случае лучше, чем ничего. Но хочу заострить внимание: для нашей духовной жизни и для Бога ценно не то, что мы делаем походя, например, молясь во время выполнения какого-то монотонного физического труда, не требующего интеллектуальной отдачи, или, как в данном случае, между делом забежав в попавшуюся по дороге церковь, а то, что мы Ему отдаем сознательно и целенаправленно, всецело. Приносим в жертву. Так же, как, допустим, есть разница, зашел ли ваш сын навестить вас просто потому, что все равно пробегал мимо, или же пришел к вам домой специально.

Если я напрямую в молитве прошу прощения грехов у Бога, то Бог мне их прощает? Если да, то зачем тогда идти к священнику и признаваться в грехах на исповеди?

Михаил, Калач-на-Дону.

“ С одной стороны, мы не должны, конечно, даже мелкие грехи пропускать мимо своего духовного внимания. Но, с другой стороны, если мы станем уравнивать мелкие грехи с крупными, это может обернуться тем, что человек будет плакать о каких-то мелочах и в то же время не замечать действительно серьезных вещей, на которые необходимо обратить особое внимание. И эту разницу надо уметь чувствовать душой или воспитывать в себе такое «чутье».

Это, конечно, отнюдь не значит, что на исповеди не надо каяться в мелких прегрешениях. Одно не исключает и не заменяет другого. Каждодневную личную исповедь в молитвенном правиле следует рассматривать как некую подготовку к исповеди у священника. Но иногда случается так, что в момент совершения таинства исповеди человек не чувствует покаяния. Он формально произносит какие-то слова, бывает, что зачитывает список своих грехов по бумажке, а глубокое покаянное чувство в этот момент отсутствует. И он, после того как таким образом исповедался, начинает сомневаться: «А было ли это настоящей исповедью, простил ли мне Бог грехи, если я говорил слова покаяния с таким холодным сердцем?» И чтобы успокоиться, этому человеку надо понять, что пусть он не ощутил покаянное чувство сейчас, но ведь в свое время оно у него было. И сказать: пусть Господь примет не нынешнее мое черствосердечное покаяние, а ту теплоту, которая была в моем сердце вчера или позавчера. Поэтому нельзя отрывать личное покаяние перед Богом от исповеди у священника, это единый, нераздельный процесс.

Роман Белоусов. 

Фото Дмитрия Лобакина