Александр Епифанов из любви к городскому транспорту своими силами запустил электронный сервис с расписанием маршрутов. А Владимир Дубовченко подрабатывает кондуктором после смены на заводе, при том что по годам – уже пенсионер!
– Я фанат общественного транспорта, – признается 35-летний Александр. – Раньше обслуживал кассовые аппараты, целыми днями мотался по городу. Мне стало интересно, а существует ли четкое расписание движения трамваев и троллейбусов, но во всемирной паутине отыскать его не смог. Тогда я начал по крупицам собирать информацию: что-то спрашивал у водителей и кондукторов, с которыми успел подружиться, что-то записывал в блокнот с объявлений в вагонах. В итоге собрал огромную базу данных и создал свой собственный сайт, где каждый желающий может узнать точное расписание городского электротранспорта (http://volgtrans.ru). Мне лично помогает – когда я поздно откуда-нибудь еду, точно знаю, что в чужом районе не останусь, доберусь.
Владимир Дубовченко уже сорок лет работает на заводе «Красный Октябрь». А несколько лет назад вышел на линию скоростного трамвая.
– Захотел попробовать что-нибудь новенькое, – объясняет пенсионер. – Случайно услышал в трамвае объявление о наборе сотрудников, прошел трехдневную стажировку и приступил к работе. Сам я живу в Краснооктябрьском районе, поэтому постоянно встречаю знакомых. Первое время они удивлялись, но за проезд платили исправно (улыбается).
Конфликтные пассажиры, по словам волгоградца, вообще попадаются нечасто. Возможно, дело в том, что сам Владимир Алексеевич – человек душевный. Если кто-то забыл дома кошелек – высаживать его на полпути не станет.
– Если подойдет, попросит по-человечески – какие могут быть претензии? Тем более детишки! А вот подростки, парни лет 16-17, иногда хамят, рисуются перед подругами, бывает, и матом загибают. Я, конечно, мог бы ответить – и словами, и физически при необходимости. Но делать этого нельзя: клиент всегда прав, а я останусь крайним.
Молодой коллега – тоже всегда на позитиве.
– Когда работал на троллейбусе в паре с водителем Ирой Барышниковой, у нас пассажиры даже выходить не хотели. Ира не только объявляла остановки, но и пожелания добрые говорила или предупреждала «Выходите осторожнее, на остановке большая лужа».
– Я не согласен, что кондуктор – женская профессия, – говорит Владимир Алексеевич. – Да, в Волгограде нас мало, но в других городах дело обстоит иначе. Я как-то разговорился в поезде с парнем. Оказалось, он тоже работает кондуктором в Краснодаре. Там это считается нормальным.
– Это изначально мужская профессия, – утверждает Александр Епифанов, – до революции женщин здесь и близко не было. Посмотрите. даже памятник в городе воздвигнут царицынскому кондуктору-мужчине!
>Это интересно
Суперкондуктор
Самым знаменитым кондуктором страны является петербуржец Виктор Лукьянов. Он прославился своей неординарной внешностью (подкрученные гусарские усы и белоснежная рубашка с галстуком), а также необычному поведению. Лукьянов раздавал пассажирам конфеты, оплачивал проезд «заслуженным жителям города» (так Виктор Петрович называет пенсионеров, инвалидов и беременных женщин), в предновогоднее время облачался в костюм Деда Мороза, а во время Олимпиады украсил троллейбус воздушными шарами и сообщал о последних достижениях сборной России.
Андрей Шитов.