Педагог Таисия Евсеева полвека учила детей говорить правильно. Будучи заведующей детским садом, она параллельно занималась коррекцией речи нескольких поколений волгоградцев. После выхода на пенсию она продолжила свое благородное дело. В мае женщина открывает бесплатный центр речевого развития детей.
Психология ребенка
– В детский сад я впервые попала воспитателем сразу после войны, – вспоминает Татьяна Федоровна. – У нас была великолепная заведующая, именно она первая объяснила мне, что задержка речевого развития не связана с анатомией ребенка, а полностью зависит от психологического состояния.
За годы практики Таисия Федоровна обкатала эту идею до совершенства. На ее уроках нет места стандартным упражнениям логопедов, она не заставляет детей крутить пируэты языком и повторять одно и то же. Вместо этого разговор по душам.
– Кто-то плохо выговаривает звуки, и для него написание диктанта в школе окажется катастрофой, – рассказывает женщина. – У других готическое небо и слишком короткий язык, поэтому он не выговаривает букву “р”. Третьи заикаются. Я помогаю им обрести уверенность и начать коммуникацию с миром за несколько занятий.
К каждому ребенку у Таисии Федоровны свой подход. Она изучает его психологию, особенности поведения, пытается завести непринужденную беседу.
– Ему с детства тыкают на его патологию, везде и всегда акцентируя внимание на особенностях, – говорит педагог. – Ребенок закрывается и смиряется со своей ношей, моя задача – дать ему поверить в себя!
«Вещает, как радио»
Так было с 8-летним Мишей. Мальчик ужасно заикался и в школе не мог связать двух слов. Одноклассники смеялись, учителя махнули рукой. Родители водили ребенка к неврологу и пичкали таблетками. Таисии Федоровне хватило одного занятия – и ребенок впервые заговорил без страха.
– Был еще такой случай. Армянская семья привела 9-летнего сына, – продолжает педагог. – Мальчик не разговаривал. Иногда дети просто не хотят говорить, нет рядом тех людей, с которыми они хотят вести беседу. Тут спасают педагогическое образование и опыт. Я дала ему выучить отрывок из его любимой книги. Через занятие мальчик прочитал мне его наизусть, и мы весь урок приговорили о героях произведения. С этого момента мальчишка вещает, как радио.
Игрушки говорить не научат
Многие детки попадают в руки Таисии Федоровны сильно запущенными. Родители не знают, к кому обратиться за помощью, не хватает и грамотных специалистов. Отсюда дети на пороге первого класса, не знающие алфавит и не умеющие считать до 10.
– 30 лет назад встретить ребенка в первом классе, не умеющего читать и считать, было невозможно, – рассказывает Таисия Федоровна. – Обучали ребенка бабушки и родители с того дня, как он начинал говорить. Сегодня родители всю ответственность с себя сняли и возложили на детские сады и школы. Но в школах не могут справиться с таким потоком необразованности! Учить ребенка с чистого листа, без фундамента, заложенного родителями, очень проблематично.
Педагог вспоминает, как однажды к ней привели двух 10-летних мальчиков. Родители не занимались воспитанием, при зачислении в школу они не прошли тестовые задания, их направили в коррекционное учреждение. Два года они оставались в первом классе. Бабушка, приехавшая навестить внуков, была в шоке.
– Как оказалось, в коррекционной школе их закрывали в классе с игрушками и никто с ними не занимался, – объясняет Таисия Федоровна. – Родители работали и тоже не уделяли должного внимания. Бабушка привела их ко мне, мы занимались все лето. За это время научились читать, считать до 100, развили логику и фантазию. Общими усилиями удалось перевести ребят в обычную школу, где они учатся до сих пор!
С Божьей помощью
О своем желании помогать людям Таисия Федоровна рассказала настоятелю волгоградского храма Равноапостольного князя Владимира отцу Христофору. Пенсии на аренду помещения не хватало, да и не все родители могут платить за такие занятия.
– Батюшка разделил мое убеждение в том, что нужно охватить как можно больше детей, не лишать их возможности научиться говорить. Поэтому уже в мае наш центр речевого развития готов принять всех желающих. Хватит растить зависимых от телевидения детей со скудным словарным запасом!
На вопросы по поводу бесплатных занятий готовы ответить по телефону 8 (937) 542-77-79.
>Кстати
Знаменитости, которые поздно заговорили
Альберт Эйнштейн научился говорить в пять лет. Лексикон его состоял из простых слов. Чаще ребенок молчал. Потом он признавался, что не видел смысла в общении. Больше запоминал, что происходит, изучал окружающий мир. В школе учителя были уверены, что Эйнштейн не обучаем. Но все мы знаем, как сложилась жизнь великого ученого.
Голливудский актер Том Круз заучивает по 100 страниц сценария в день и выдерживает минутные диалоги на экране. Но так было не всегда. В детстве маленькому Тому поставили диагноз “дислексия”. Мальчик не мог читать, путал буквы в словах, от письменного текста у него начинала болеть голова. Только благодаря своему трудолюбию и поддержке педагогов болезнь удалось победить.
Томаса Эдисона, создателя первой электростанции, школьная учительница настоятельно советовала забрать родителям на домашнее обучение. Она считала мальчика умственно отсталым. Он не хотел читать, редко разговаривал и всегда был погружен в свои мысли.
Маргарита Бабанова.