В Волгоградской области, как и по всей России, четко выполняют майские указы Президента в части индексации окладов педагогам.
Однако пока в школах все равно есть вакансии, и выпускники профильных вузов не спешат идти в учебные классы работать. Мы спросили волгоградцев – что еще нужно сделать, чтобы поднять престиж профессии учителя?
Евгений Ковалев, учитель химии, финалист конкурса «Учитель года – 2016»:
– Одна из первостепенных причин того, что молодые люди не идут работать в школы, является повышенное давление на учителей. Постоянные проверки, причем зачастую проверяют люди, которые сами никогда в школе не работали. Претензии родителей – многие из них думают, что лучше знают, как учить их детей. Чуть что случилось – виноват всегда только учитель. Это хорошо, если администрация учебного заведения стоит горой за своих сотрудников, но ведь бывает и совсем наоборот. Проблема давно наболевшая, но нужно как‑то оградить учителей от всего этого.
Наталья Орешкина, психолог:
– Перед многими выпускниками стоит дилемма перед долгосрочной и краткосрочной перспективами. Те, кто хочет сразу много денег, идут работать официантами или, например, таксистами. Но оттуда нет шансов выбиться в люди, бывает, что однокурсники таких людей уже завучи или даже директора школ, а они продолжают трудиться на том же месте. Поэтому со стороны молодых людей нужно терпение. Многие выпускники просто боятся детей, есть, конечно, общительные, но такие же далеко не все. В подобных случаях очень важна поддержка старших коллег, между учителями разных поколений должна быть преемственность.
Зинаида Андреева, преподаватель вуза:
– Необходимо кардинально изменить условия труда учителей. Я сама в свое время работала в школе, поэтому не понаслышке знаю, сколько лишней бумажной работы, отвлекающей от учебного процесса, сваливается на голову педагогов. Огромное количество различных отчетов никак не способствует производительности труда. В последнее время учителям приходилось тратить в два раза больше времени на заполнение классного журнала – нужно было заполнять и обычный, и электронный. Сейчас вроде бы хотят оставить только последний, но окончательного решения пока нет.
Любовь Камкова, директор гимназии № 11:
– Государству нужно подключить свои рычаги для популяризации профессии учителя в обществе. СМИ должны больше писать о тех, кто вкладывает свою душу в образование подрастающего поколения, рассказывать и о талантливых детях, которые чего‑то добились в науке благодаря своим наставникам. Кроме того, необходимо в положительном свете показывать образ учителя в искусстве, например, кинематографе. Я не имею в виду те сериалы о школе, которые выходили на экраны в последние несколько лет, нужны действительно правдивые фильмы об учителях и учениках.
Марина Клеменова, врач:
– Всегда удивлялась, что в педагогическом вузе конкурс серьезный, желающих поступить много, а учителей все равно не хватает. Возможно, в школах такая большая нагрузка, как физическая, так и психологическая, что не все готовы ее выдержать. Значит, нужно как‑то планомерно распределять часы между педагогами. А еще, мне кажется, сейчас практически все разучились и не хотят работать с людьми, а особенно с детьми. Время такое, надо как‑то повышать культуру взаимоотношений в обществе.
Виталий Рябов, охранник:
– Причина того, что выпускники педагогических вузов не идут работать по специальности, на мой взгляд, только одна – сверхнизкая оплата труда именно молодых педагогов. Я охранником больше зарабатываю, чем мои некоторые знакомые начинающие учителя. А ведь у многих из них семьи, дети, как прожить на мизерный оклад… Есть, конечно, вариант работать на полторы, а то и на две ставки, но как тогда детей воспитывать, да и просто отдыхать? Знаю, что что в целом зарплату педагогам поднимают, и неплохо, но надо подумать теперь именно о молодых учителях!
Анастасия Никонова, домохозяйка:
– Учитель – сейчас вымирающая профессия, только настоящие энтузиасты, которые реально хотят учить детей, идут работать в школы, но таких единицы. Государству нужно продумать серьезную систему поощрений для молодых специалистов. Например, хорошим подспорьем для притока выпускников педагогических вузов в школы стало бы им предоставление хотя бы социального жилья. Уверена, такая мера кардинально бы изменила ситуацию. А в отдельных школах администрация вполне может ввести свои собственные поощрительные правила приема на работу – например, каждому новому учителю дарить айфон.
Владислав Коваль, член Союза художников России:
– Естественно, что ни к чему хорошему не приведет такая ситуация, когда многие педагоги просто отбывают на работе часы. Престиж профессии учителя и качество образования повысятся, когда депутаты будут завидовать учительской зарплате. А еще, считаю, что все педагоги должны иметь своих собственных детей. На работе они будут ассоциировать учеников с ними, психологическая атмосфера в школе улучшится, массового оттока специалистов из учебных заведений не будет.
Анрей Шитов.