В Волгоградской области множество предприятий, выпускающих самую разнообразную продукцию: мед, конфеты, соки, масло… Но не всегда наши местные товары могут выдержать конкуренцию с «гостями» из других регионов, которые также представлены на прилавках. Как усилить позиции волгоградских производителей на местном рынке – с таким вопросом корреспондент «Родного города» обратился к экспертам.
Вадим Ткаченко, президент Волгоградской торгово-промышленной палаты:
– Чтобы волгоградская продукция была более востребована среди покупателей, она прежде всего должна соответствовать всем международным стандартам – экологическим, производственным и т. д. Нельзя сказать, что сейчас наши товары совсем не соответствуют этим самым стандартам, но требования регулярно меняются, нужно за этим фактором постоянно следить.
Анатолий Бакулин, председатель Совета директоров предприятий и организаций Волгоградской области:
– В Волгоградской области есть предприятия, чья продукция пользуется спросом не только в России, но и за рубежом. Например, то же уникальное синтетическое волокно. Проблема в другом – необходима более высокая доступность оборотных средств. Банковская система кредитования сейчас не работает на производителя. А ведь от инвестиционного климата зависят и качество товаров, и объемы производства. Эти два фактора и формируют спрос на рынке. На некоторых волгоградских продуктах появилась специальная маркировка – «Произведено в Волгоградской области». Я думаю, что это самая лучшая реклама и в то же время самая надежная гарантия качества для жителей нашей области, подавляющее большинство которых, несмотря на все трудности, настроены патриотично.
Ольга Устинова, уполномоченный по защите прав предпринимателей Волгоградской области:
– Положение волгоградских производителей находится на контроле на самом высоком уровне. Уже создана рабочая группа, которая будет решать вопросы продвижения и предоставления мест нашим товарам на различных ярмарках и в сетевых магазинах. Представители крупных торговых сетей заинтересованы в конкурентоспособной продукции, будем все вместе встречаться, обсуждать. Со своей стороны производителям нельзя расслабляться. Качество товара – это исключительный инструментарий для повышения спроса. Еще один важный момент – многие предприниматели обеспокоены ростом тарифов на услуги ЖКХ, что, естественно, не может не сказаться на регулировании стоимости продукции. Но это проблема не только нашего региона, а федерального уровня.
Карен Туманянц, финансовый аналитик:
– Производитель должен, помимо качества продукции, не забывать и о грамотной ценовой политике, тем более у наших местных компаний такая большая фора с точки зрения транспортных расходов. В некоторых других регионах существует практика, когда малоимущим семьям выдаются талоны или карточки, по которым они могут приобрести только ту продукцию, которая выпущена в этом регионе. Я, правда, к такой идее отношусь скептически – у потребителя всегда должен быть выбор. На федеральном уровне недавно разрабатывался похожий проект – отличие лишь в том, что по талонам можно покупать только российские товары, без привязки к определенному региону. Пока это реализовать не удалось, но вопрос с повестки дня не снят.
Николай Берзенев, директор предприятия, сыровар:
– Спрос на определенные товары зависит от общего покупательского спроса, а в нашем регионе он низкий ввиду небольших доходов населения. Что касается производителей, то не надо мешать им работать. Налоговые органы должны не карать, а консультировать, когда это необходимо. Еще, считаю, нужно развивать не сетевую, а независимую розничную торговлю, которая лучше удовлетворяет спрос потребителей. Крупные сети торгуют не конкретной продукцией, а лишь полками под эту самую продукцию. Причем в большинстве случаев им абсолютно не важно, где она произведена, да и ее качество далеко не на первом месте по сравнению с получаемой прибылью.
Андрей Ващенко, ректор волгоградского вуза:
– Если крупные сети не всегда заинтересованы в наших товарах, то администрация могла бы стимулировать предоставление территорий под небольшие магазины, где бы продавалась местная продукция. В любом европейском городе, кстати, есть частные пекарни, а каждые выходные открываются фермерские рынки. У нас тоже функционирует несколько ярмарок, но их мало, и они расположены в труднодоступных местах. К тому же необходимо продумать такие условия, чтобы фермерам было выгодно привозить туда свою продукцию. Еще бы было неплохо больше внимания уделять освещению этого вопроса в СМИ. Ресурсы в Волгограде есть, включая круглосуточное местное телевидение. Можно было бы запустить в эфир специальную программу, рассказывающую о достижениях волгоградских предприятий.
> Только цифры
170 млрд руб. составил общий оборот региональной розничной торговли в I полугодии 2017 года;
829 магазинов девяти сетевых компаний сегодня насчитывается в регионе, в которых работают 17 тыс. человек.