Юных волгоградцев научат создавать роботов-гениев?
Все большую популярность набирают занятия робототехникой. «Сегодня хобби – завтра профессия», – гласят рекламные листовки. На уровне правительства обсуждается возможность введения соответствующей дисциплины в школьную программу.
Есть ли в этом смысл и каких свершений можно ждать от юного техника, рассказывает Андрей Исаев, руководитель кружка робототехники при вузе.
Техническая мощь
– Андрей Викторович, впервые после советского периода сейчас поднимается волна интереса к технике. И в Волгограде, и в других городах появляются соответствующие кружки. Насколько это оправданно и насколько сегодня в целом востребованы технические мозги?
– Техническое образование архиважно! Наличие технических специалистов поддерживает ни много ни мало жизнь в стране. Без них со временем встает любое производство, становится не на чем ездить и нечего есть. Технари-разработчики стимулируют создание и развитие материально-технической базы, они создают конкретные товары. К слову сказать, гуманитарии, при всем уважении к ним, товар не создают, конкретику в жизнь не привносят.
– Однако долгие годы в России в чести были гуманитарные направления. Сохранили ли при этом технические специалисты свои позиции?
– Дефицит педагогов очень большой. Не просто из-за моды на гуманитарные науки. Все гораздо серьезнее: разрушена система поддержки талантливых специалистов, многие разъехались в другие страны или переквалифицировались. Кроме того, в постсоветский период из системы образования выбита техническая составляющая. Из школьного курса исчезло черчение, регулярно всплывали разговоры о том, что нужно убрать и физику – она якобы перегружает детей. В результате в технические вузы стали приходить ребята, у которых совершенно не развито пространственное мышление, они в ужасе, когда им предлагают сделать какой-либо чертеж.
В общем, на данный момент ситуация неутешительная. Видимо, поэтому «наверху» и пошли разговоры о подъеме технического образования со школьных лет: и черчение обещают вернуть, и новые школьные предметы ввести, и приветствуют появление технических кружков. Все уже понимают: если Россия хочет сохранить свои позиции в мире, нужно растить новое поколение людей – технически грамотных и, конечно, патриотически настроенных.
В частности, для этого и мы создали кружок робототехники – подготовить пул детей, которым интересно будет учиться, познавать, изобретать, и из которых потенциально могут выйти столь ценные для страны инженеры-разработчики.
Нежный возраст
– В Волгограде подобные кружки обычно набирают детей с 5-6 лет. В каком возрасте целесообразно отдавать ребенка на робототехнику?
– Смотря чем в этом кружке занимаются. Если собирают «Лего», то это можно делать с детсадовского возраста. Если осваивают программирование, делают первые микросхемы, то это ближе к уровню 5-6-го классов. Но в каждом конкретном случае надо решать индивидуально. К нам, например, в прошлом году пришел третьеклассник, который уже сам спаял блок питания, на все вопросы на занятии отвечал правильно, в то время как семиклассники отмалчивались.
Но важно и контролировать уровень обучения в кружке. Если ребенку уже 12, а он все собирает «Лего», это уже не развитие. И коли в данном кружке не предоставляют иные условия, надо переходить в другой.
В то же время, если второклассника пичкают формулами, это тоже неправильно. Можно так «накормить» увлеченного ребенка информацией, что у него пропадет весь интерес к, казалось бы, любимому занятию. А вот на уровне 4-5-го класса уже можно говорить о некоторых законах и формулах. Это лишь формирует понимание физики как науки закономерностей и интересных открытий.
– Обучение в кружке робототехники должно соответствовать уровню школьной программы?
– Думаю, надо идти на опережение. Школьный курс физики начинается с 7-го класса, и весь материал систематизирован, разложен по полочкам. Это бывает скучно, может набить оскомину. Чтобы ребенок не ставил стену: «Это не мое, я гуманитарий», нужно увлечь. В этом и заключается, как мне кажется, цель технического кружка.
У нас, например, уже с третьего, четвертого класса дети начинают разбираться, почему техника работает, почему ломается, что такое ток. Все это возможно освоить на уровне игры и прийти к серьезным выводам.
Главное поймать возраст, в котором ребенок горит что-то делать руками – это примерно с 3-го по 7-й класс. В этот период у ребенка есть интерес и есть некоторая база, но еще нет понимания, как что-либо делать. Поэтому этот возраст нужно максимально использовать для того, чтобы научить, помочь. Самое ценное, чему можно научить – думание руками: когда анализируют, а потом воспроизводят обдуманное.
Почему изобретать лучше в команде
– В любом кружке приходится сталкиваться с разочарованными родителями, которые не увидели в ребенке или в его работах предполагаемых изменений или высот. Чего следует ожидать от занятий робототехникой? И в какие сроки?
– Однозначно нельзя настраиваться, что в таком кружке из твоего ребенка сделают гения.
Главное, чтобы у ребенка горели глаза, чтобы было желание учиться и пробовать. В идеале на занятии должны присутствовать и теория, и практика. Вначале мы, к примеру, объясняем, какую вещь попытаемся смастерить, как она функционирует и для чего нам это вообще нужно. Затем приступаем к работе. После каждого занятия у ребенка должен остаться реальный опыт проб и ошибок. А в конце программы, то есть через полгода-год занятий, – ощутимый плод занятий: схема, конструкция, которую ребенок сделал самостоятельно или как член команды.
В результате обучения за два-три года у ребенка должно появиться проектное мышление и база знаний, от которой он уже может отталкиваться и двигаться дальше.
– Вы упомянули командную работу. Для чего это нужно в данном виде деятельности?
– Слабому участнику поможет подтянуться – дети друг другу удивительно доходчиво доносят подобные вещи. А сильному позволит научиться не подавлять других, не концентрировать работу в своих руках, а распределять на других. Ведь надо признать, что отличники почти никогда не становятся лидерами, потому что всегда рассчитывают на свои силы. Троечники в этом смысле гораздо успешнее – они знают, что своими силами им результата не достичь, и потому подтягивают к работе нужных людей.
Да и вообще в мире крайне мало людей, готовых взять ответственность за других, организовать работу – не больше 5 %. Этому надо учить.
– Занятия в кружке должны дополняться домашней работой? Если да, должен ли этот процесс быть сугубо самостоятельным или возможно сотворчество с видеоинструктором?
– Домашняя работа – не в обязательном порядке, а по желанию. Видео – пожалуйста, но оно должно быть помощником в том, что ты задумал сделать, а не заменой твоей работы. Делаешь, например, такую-то модель, дело не клеится. Посмотрел видео – понял, в чем твой прокол. Ролик не должен быть перегружен внешними эффектами, для эмоций. Он должен быть информативный, учебный.
– Сколько часов робототехники в неделю достаточно для полноценного обучения?
– Два часа, два занятия. Одного явно маловато, три же часа чреваты тем, что ребенок замкнется лишь на техническом увлечении, станет «ботаником». А ему в этом возрасте нужно и в спорте себя попробовать, и, может, в искусстве, ремесле. Чтобы он в дальнейшем смог правильно выбрать свою стезю. Еще раз повторюсь, подростковый возраст нужно использовать по максимуму, и тогда вы в любом случае получите настоящего специалиста в любимой профессии.
Юлия Казанджан
Фото Сергея Григоренко