Эстетика «пленки»

Во многих семейных альбомах найдутся старые фотографии. Душевные, черно-белые и безумно очаровательные. Изготовление карточек требовало немалого труда, но поток фотолюбителей не иссякал. Энтузиасты мучились в полной темноте с пленкой, «мочили» ее в растворе и охотились за популярными тогда фотоаппаратами.

Василий Гребенников из множества современной «цифры» выбрал старый добрый пленочный «Зенит». До 27 лет Василий жил, влюблялся и уж точно ни сном ни духом не мечтал в кромешной тьме ванной проявлять фотопленку. Но разглядывать фотографии известных фотомастеров ему нравилось. Замечал, что на одних кадрах предмет жил, пульсировал, чуть ли не дышал, на других же был статично мертв.

– Мне стало интересно, есть ли у меня способность обыденную вещь увидеть с необычной стороны. Цифровой фотоаппарат стоил приличных денег, а хотелось пробовать прямо тут и сейчас. В тот же вечер на сайте объявлений купил пленочный «Зенит-11» за 500 рублей (недостатка в таких камерах нет!) и понял, что банально не умею им пользоваться. Знаю, что «Зенит» в советское время был заоблачной вещью и стоил прилично. Давай искать справочники, читать, что такое диафрагма, выдержка. Наконец я кое-как понял, как это все работает. Вставил пленку и пошел фотографировать. Пробным шаром стал наш кот, последующие снимки делал на улице. Сначала фотографировал все подряд, потом стал подходить к «объекту» избирательно, все-таки только 36 попыток. Заметил, что если на цифровике ты все время пялишься в экран, то тут больше фокусируешь внимание на самом процессе съемки. Пленочный фотоаппарат за тебя не думает, ты сам ищешь сюжет, взаимодействуешь с моделью.

Товарищ Василия, профессиональный фотограф, только посмеивался и жалостливо смотрел на друга, даже предлагал свой «фирменный» фотоаппарат, дескать, на, только не мучайся. Но парень мужественно решил довести дело до конца. Пленка была отснята, проявить ее Василий отнес в салон.

– Увидел результат и думаю: напрочь отсутствовал смысл снимка. Был неплох только один кадр. Пришлось узнавать, что такое композиция, построение кадра, иначе в снимок смысл не вложить. Молодому человеку захотелось попробовать что-нибудь снять на жутко дефицитную черно-белую пленку. В Волгограде ее было не купить, выручали форумы и интернет-магазины. – Отснятые 36 черно-белых кадров привычно отнес в салон, а мне говорят, что такое не проявляют. Выход один – проявлять самостоятельно, – рассказывает наш земляк. – А это опять новая область знаний, в которой я круглый ноль. Хочешь не хочешь, а надо было потратиться на новое оборудование – фотобачок, химикаты, емкости для растворов и прочее. Все это добро купил примерно за 1500 рублей. Фотолабораторией стала ванна. Домашним строго-настрого на пару часов вход туда был воспрещен.

Затем молодой человек стал экспериментировать с фотоаппаратами. За пять лет сменил семь штук, благо они недорогие, 500–700 рублей. Килограммовый старый фотоаппарат – постоянный спутник Василия в поездках.

– Пленочная фотография – отличный способ самовыражения, – говорит мастер. – У меня в планах совершенствование собственных снимков, в идеале – сделать тот самый живой снимок, который называют высшим художественным пилотажем. Но и уже сделанные снимки волгоградца прекрасны! Ждем, когда Василий проведет свою первую экспозицию – ведь его фотоработы в цифровой век, без сомнения, настоящий раритет!

Наталья Хайрулина.
Фото из личного архива героя публикации