Волгоградцам рассказали, где помогут особенному малышу в первые три года жизни
Для семей, в которых растут особенные малыши, в Волгоградской области действует региональный ресурсный центр по оказанию ранней помощи. Здесь координируют усилия сразу трех региональных ведомств, а для удобства пользователей создан интернет-портал. О том, кто может обратиться в службу, чем могут помочь родителям и какие возможности представлены на виртуальной площадке, рассказывает Наталья Судакова, директор Волгоградского областного центра психолого-медико-социального сопровождения.
– Какие ведомства и специалисты задействованы в работе?
– Система ранней помощи основана на межведомственном контакте областных комитетов образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
В образовательных организациях оказывают помощь педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, в медицинских организациях – врач-педиатр, детский невролог, врач-сурдолог, клинический психолог; в учреждениях социальной защиты – мультидисциплинарный специалист, специалист по лечебной физкультуре (ЛФК) и массажу, эрготерапевт и другие специалисты.
– Кто может обратиться за помощью к медикам?
– В службу ранней помощи может обратиться семья, имеющая ребенка от 0 до 3 лет, в следующих случаях:
– если вы проявляете беспокойство по поводу развития и воспитания ребенка;
– переживаете, что поведение вашего ребенка отличается от развития и поведения сверстников;
– если у ребенка выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, которое в дальнейшем может отразиться на его развитии;
– если у ребенка есть инвалидность;
– если в жизни вашей семьи есть сложные обстоятельства, влияющие на развитие и поведение ребенка.
– Почему важно показать малыша врачам как можно раньше?
– Работа необходима и актуальна с детьми именно в раннем возрасте, чтобы не пропустить время, когда закладываются основы основ интеллектуального, речевого, познавательного развития, а также общей и мелкой моторики.
Это так называемый сензитивный (от лат. sensus – чувство) период – время наибольшей чувствительности организма к позитивным или негативным для его развития внешним воздействиям.
– Какую именно помощь оказывают семьям?
– Мы оказываем следующие виды помощи:
– помощь детям в физическом и психическом развитии;
– улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях;
– помощь родителям (законным представителям) в том, чтобы они лучше узнали особенности развития своих детей, их потребности, научились общаться с детьми и заниматься с ними;
– содействие установлению гармоничных взаимоотношений между родителями (законными представителями) и их детьми;
– повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родственниками в семье;
– повышение компетентности родителей и других людей, ухаживающих за ребенком, в вопросах его развития и воспитания;
– включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи;
– помощь в подготовке к условиям детского сада, общению с другими детьми и взрослыми.
– Каков порядок работы с особенными детьми?
– Специалисты образования и ресурсного центра – частые гости в перинатальном центре, проводят информационные дни в детских поликлиниках. Любой обратившийся получает профессиональную помощь. При необходимости специалисты выезжают на дом к ребенку с серьезными нарушениями, если нет возможности привезти его в службу ранней помощи для проведения коррекционно-развивающей работы.
Сначала здесь беседуют с родителями и затем предлагают варианты помощи, которые есть в арсенале. В службе ранней помощи создана хорошая реабилитационная среда, она отвечает самым последним требованиям, которые вообще могут быть.
Формы работы с детьми абсолютно разные. Это индивидуальные, групповые занятия, маленькие беби-группы, где мамы и папы объединены, реализуются программы «мама-тьютор». Методы и приемы работы с детьми и семьями очень разнообразны и многозадачны.
– Какая информация представлена на едином портале службы ранней помощи?
– В любой поисковой системе можно набрать «Служба ранней помощи 34», и она выдаст ссылку на нужный ресурс. Портал создан для того, чтобы объединить работу специалистов всех направлений.
На сайте вы увидите карту, по которой легко найти все организации, участвующие в работе службы. О каждой из них представлена полная информация – ссылка на электронный ресурс, график работы, телефоны, фотографии. Все очень доступно и понятно.
На сайте также размещены полезные советы и рекомендации. Родители детей могут сами себя продиагностировать, ответив на вопросы анкеты, представленные здесь, чтобы понять, нужна ли конкретная помощь ребенку или это просто мнительность и перестраховка. Это очень удобно. Есть электронная запись на очный прием к специалисту с ребенком. Кроме того, на сайте есть информация о проводимых мероприятиях.
Сайт очень содержательный, и мы надеемся, что он облегчит поиск нужной информации и помощи людям, которые в этом нуждаются. Не выходя из дома, можно задать вопрос и получить личный ответ. Никто другой ответа не увидит – это соблюдается строго.
Также на сайте можно ознакомиться с отзывами родителей детей, проходящих реабилитацию в центре.
Как правило, сначала детки не могут успокоиться на занятиях, плачут. Но спустя некоторое время, благодаря совместным усилиям специалистов службы ранней помощи и самих родителей, добиваются потрясающих результатов в развитии.
Марина Злобина. Фото: администрация Волгоградской области.
НАША СПРАВКА
Куда обращаться?
Региональный ресурсный центр по оказанию ранней помощи создан на базе Волгоградского областного центра психолого-медико-социального сопровождения.
Адрес: Волгоград, Кировский район, ул. 64-й Армии, 111а, остановка «Авангард». Телефон 8 (8442) 66-02-79.
Также действуют обособленные подразделения в Рудне и Михайловке.
КСТАТИ
Какая помощь нужна самим родителям?
В поддержке нуждаются также сами мамы и папы. Даже имея родительский опыт, люди порой теряются при появлении особенного малыша. Они задаются вопросами: «почему?», «за что это мне?», а надо принять ситуацию и начать вовремя работать с ребенком.
«Наши специалисты окажут психологическую помощь, поддержку. Все будет очень тактично, грамотно, деликатно, – уверяет Наталья Судакова. – Сначала предложат индивидуальную работу, затем в малых подгруппах, и уже потом ребенка инклюзируют в группу. И другие родители, как правило, становятся той поддерживающей силой, которая нужна родителю, воспитывающему особого ребенка».
Кроме того, на сайте также есть рубрика «Истории успеха», где родители делятся своими результатами.
«Такие публикации важны для понимания: результат будет! Может, не так быстро, как хотелось бы, но будет однозначно. Эти истории позволяют родителям верить, работать над проблемой и двигаться дальше».