Композитор и пианистка корейского происхождения утонченно красива, как сотканная из нот мелодия. Она была признана самой красивой пианисткой планеты. Что заставляет современную молодую девушку писать инструментальную музыку, накладывает ли социальная жизнь отпечаток на ее творчество и каких русских классиков предпочитает зарубежная публика, Вики Ли рассказала в интервью «Родному городу».
Король инструментов
– В вас течет корейская кровь. Когда последний раз были в Корее? Чувствуете ли в себе какие‑то национальные особенности?
– Была в Корее очень давно, если не ошибаюсь, шесть или семь лет назад. Конечно, чувствую, кровь и гены всегда дают о себе знать. Вообще мне очень близка азиатская философия, подход и культура. И точно так же бесконечно восхищаюсь русской силой духа, богатой историей, которая знает столько великих людей. И я все больше убеждаюсь, что у русского народа действительно широкая душа.
– С какого возраста рояль стал вашим другом, почему именно этот инструмент?
– Вопрос выбора инструмента не стоял, мне всегда нравился рояль, считаю его королем инструментов.
– Можно ли в маленьком ребенке распознать талант и предрасположенность к игре на музыкальных инструментах?
– Никогда не знаешь, как «выстрелят» способности и когда. Почти все дети на одном уровне поступают в музыкальные школы, а дальше уже как пойдет. Единственное могу сказать, что если ребенок очень не хочет заниматься, если доходит до слез и скандалов, то, наверное, лучше его не мучить и проявить больше внимания к той области, к которой он сам тяготеет.
– Шостакович во время войны написал свою знаменитую «Ленинградскую симфонию». Накладывает ли отпечаток на ваше творчество современная политическая и социальная жизнь?
– Не могу сказать, что я традиционно следую какому‑то одному стилю или направлению в музыке. У меня все циклично. В один период времени хочется писать только кроссовер, в другой – рок, в третий – вокальные циклы. Сейчас, например, работаю над несколькими электронными треками, ближе к трип-хоп стилю. До последнего времени меня совершенно не интересовала политика, но это отдельная тема. Поговорим о ней как‑нибудь в другой раз.
– Как понимать термин, когда говорят, что пианист «сорвал руки»? Как это выглядит физически? Мозоли на подушечках пальцев?
– Мозоли и порезы на пальцах полная ерунда по сравнению с проблемой «сорванных» рук. «Сорвать» или «переиграть» руки, как принято говорить у музыкантов – перенапряжение мышц, это, действительно, очень неприятный процесс. Многие берут даже академический отпуск, пока не восстановят руки, кто‑то спасается докторами и соответствующими мазями и лекарствами. А в тяжелых случаях – это конец карьеры. В основном руки переигрывают от очень сильных нагрузок в связке с чудовищным репертуаром. Даже от нервного перенапряжения, бессонных ночей в течение важных подготовок к конкурсу или гастролям можно их «переиграть».
Имидж и личное
– Как настраиваетесь перед концертом? Есть ли какой‑то талисман?
– Талисманы были в детстве. Сейчас стараюсь абстрагироваться и максимально сконцентрироваться на программе. Интересная штука – иногда перед концертом волнение есть, но не сильное, а порой все выступление на нервах. В таком случае надо еще больше сфокусироваться на задачах, не отвлекаться на стресс.
– Кого из русских классиков больше всего любит зарубежная публика?
– Тут нет однозначного ответа. Но отмечу, что Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Мусоргский, Шостакович всегда и везде будут радушно встречены публикой и эти гениальные композиторы всегда в репертуарах лучших залов мира.
– Как у вас складываются отношения с мужчинами-коллегами?
- В жизни общаюсь с достаточно большим количеством людей и могу сказать, что деловые и профессиональные отношения с мужчинами складываются хорошо. А что касается личной жизни, то я не люблю это комментировать, но могу сказать, что у меня все хорошо.
– Помогают ли внешние данные карьере? Работает ли кто‑то над вашим имиджем?
– Не могу сказать, что внешность для карьеры это прям must have. В шоу-бизнесе это необходимо чаще, чем в академическом мире. Над моим имиджем никто не работает, мне нравится самой подбирать образы, очень интересные бывают эксперименты. Это тоже своего рода самовыражение.
> Досье «Родного города»
Вики Ли, пианистка, композитор.
Родилась: 3 июня 1990 года.
Образование: окончила Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных (фортепианное отделение).
Карьера: лауреат международных и всероссийских музыкальных конкурсов, в том числе, Международного конкурса «Искусство 21 века», Musica Classica. Концертировала в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Сан-Диего, Сиэтле, Чикаго, Атланте, Бостоне, Лас-Вегасе, Берлине, Мюнхене, Дюссельдорфе, Вене, Брюсселе, Роттердаме, Амстердаме. В Москве Вики Ли выступала в Рахманиновском, Малом и Большом залах консерватории, Московском международном Доме музыки. В 2012 году Вики Ли стала обладательницей титула «Самая красивая пианистка планеты».
Наталья Хайрулина. Фото из личного архива Вики Ли