В городе-спутнике Волжском в историко-краеведческом музее накануне начала работу фондовая этнографическая выставка под названием «Традиции живая нить».
Как сообщили в комитете культуры Волгоградской области, ее основа – народные костюмы, которые были приобретены когда-то у российского этнокультуролога Андрея Боровского. На выставке представлена праздничная народная одежда Тамбовской, Воронежской, Рязанской, Саратовской, Самарской, Владимирской и Киевской губерний. В экспозиции также есть наряды донских красавиц.
По словам старшего научного сотрудника Волжского историко-краеведческого музея Екатерины Лоскутовой, все эти экспонаты собраны вместе неслучайно.
– Дело в том, что в XVIII и XIX веках в заволжские степи массово переселялись жители различных губерний Центральной и Южной России, украинцы. Именно они стали первыми жителями и основателями сел на левом берегу Волги. Хотя одежда каждой из губерний и имеет свои особенности, во всех костюмах четко прослеживаются общеславянские традиции.
Все экспонаты имеют свои названия и историю. Например, сорока – головной убор замужней крестьянки. Свое необычное название он получил благодаря своей форме. Прямоугольная полоса на лбу охватывает голову с боков, а перпендикулярно ей идет другая полоса ткани – хвост. Она закрывает затылок и потом спускается вниз. Музейная сорока родом из XIX века из Самарской губернии.
Епанечка (душегрея) – это женская плечевая одежда без рукавов, расшитая золотыми нитями, она стеганая, внутри вата. Этот наряд надевали поверх сарафана на севере России. В экспозиции есть и украшения – «монисты» и «ожерелки» из стекляруса ручной работы.
На выставке посетители увидят платки из алого «барановского» ситца. Согласно историческим справкам, в 1846 году купец Баранов купил у помещика Карабанова землю во Владимирской губернии. Там он построил красильную фабрику. Благодаря открытым химиками ализариновым красителям ситцы называют кумачовыми. У них ярко-красный фон, а на нем эффектно смотрятся другие цвета – желтый, синий, зеленый, белый, черный.
Посетители выставки смогут оценить и льняные рушники. По традиции восточных славян рушники для свадеб украшали парой птиц, олицетворяющих жениха и невесту.
Кроме того, в экспозиции есть портняжные ножницы, чески для пуха, аршин, прялки.
У музейной колесной самопрялки – настоящее «боевое» прошлое.
По словам сотрудников музея, это колесо отремонтировано небольшими кусочками жести из консервной банки. 80 лет назад жительница Сталинграда пряла в тот момент, когда началась бомбежка. Колесная прялка упала на женщину, в нее полетели осколки, таким образом прялка спасла свою хозяйку от смерти.
Марина Поляничко Фото: комитет по культуре Волгоградской области.