В Волгограде построили копию американского Белого дома?
Как известно, Белый дом, резиденция американских президентов, – один из известнейших памятников архитектуры, визитная карточка столицы США Вашингтона. Однако мало кто знает, что в Волгограде есть его необычный «близнец» – это бывший Дом культуры и техники металлургического гиганта «Красный Октябрь», расположенный рядом с заводом, неподалеку от волжского берега. И это – далеко не единственный удивительный двойник известнейших всему миру зданий, построенный в нашем городе.
Резиденция президентов на берегу Волги
Строилось здание Дома культуры и техники в 50‑е годы прошлого века по проекту ленинградского архитектора Георгия Тиме. В нем, в числе прочего, располагался великолепный музей Сталинградской битвы с диорамой. Был в нем и замечательный зрительный зал с хорошей акустикой и колоннами, покрытыми полированным искусственным мрамором. Недаром именно в его стенах базировался в эпоху своего становления Волгоградский академический симфонический оркестр под руководством Эдуарда Серова.
Но самое интересное в этом здании – то, что его сторона, обращенная к Волге, очень напоминает Белый дом – резиденцию американских президентов, расположенную в Вашингтоне.
Не спорит с этим и архитектор-реставратор Сергей Сена.
Добавим, что сейчас в этом роскошном здании (после того, как из‑за нехватки средств на содержание от него отказался «Красный Октябрь») находится штаб корпуса железнодорожных войск. Поэтому сфотографировать его с той самой, обращенной к Волге стороны теперь крайне проблематично: мешают этому крутой спуск к волжскому берегу, поросший деревьями и частично подверженный оползням, и еще более – бетонная ограда с проходящей поверху колючей проволокой, да и режимность самого объекта.
Уголок Питера в Волгограде
Павловский дворец XVIII‑XIX веков, расположенный в пригороде Санкт-Петербурга схож, как ни удивительно, с ДК Волгоградского тракторного завода.
Не меньший интерес вызывает и ДК Волгоградского тракторного завода, спроектированный в середине 1930‑х годов архитекторм Яковом Корнфельдом.
ДК ВгТз и роскошный некогда парк расположены на Нижнем поселке самого северного района Волгограда.
– Можно провести параллель, – говорит архитектор Сергей Сена, – между ДК Волгоградского тракторного завода, спроектированным и построенным вместе с красивым парком в 30‑е годы прошлого века на берегу Волги, и Павловским дворцом XVIII‑XIX веков, расположенным в пригороде Санкт-Петербурга. Оба они – с интересными фасадами, по‑разному открывающимися с разных точек зрения. Если положить на стол фотографии того и другого объекта, их композиционное сходство станет совершенно очевидным. Причем парк на Нижнем поселке, великолепно спроектированный и реализованный, как и его «старший» прототип, сочетает в себе как английский пейзажный, так и французский регулярный стиль. Это и сложная каскадная лестница, спускающаяся с высокой кручи к Волге. Это и сетка аллей и круглых площадей на их пересечении, когда‑то украшенных «женщинами с веслами» и другими скульптурами стилистики соцреализма, скамейки, фонари. А на металлической ограде парка вместо обычной, некогда царской короны или головы медузы Горгоны изображены… трактора с крылышками.
Здания-загадки на набережной
Кафе «Оnегин» на верхней террасе набережной Волги напоминает раннехристианский храм – базилику, например, такой, как храм Гарни в Армении. Удивительно, но «Оnегин» еще 10 лет назад был известен как кафе «Гарни».
Впрочем, давайте переместимся ближе к Волге, на Центральную набережную. Здесь также есть обманывающие наше восприятие объекты.
Вот бывшее кафе «Гарни» (ныне «Оnегин»), что возле музыкального театра. Его прямо‑таки величественные архитектурные формы производят впечатление загадки, недосказанности и незавершенности. Кажется, что за ними скрывается что‑то очень важное, глубокое…
– Проектировавшие застройку набережной архитекторы, – комментирует Сергей Сена, – пытались добиться на пустом месте волжского берега некоего архитектурного разнообразия. Так, чтобы, с одной стороны, там были бы воплощены классицистические формы, а с другой – сохранялась возможность наполнить их прагматичным содержанием, вроде того же кафе. Сложные объекты в результате получились. Многие из них действительно напоминали исторические архитектурные прототипы, например, раннехристианские храмы, такие как храм Гарни в Армении. Усиливали это впечатление и располагавшиеся на них «двери-обманки». Люди, впервые посетившие Волгоград, иной раз пытались их открыть, тогда как за ними ничего не было, кроме кирпичной стены либо служебных помещений. Впрочем, после реконструкции здание сильно изменилось, и ореол загадочности слетел.
Такой же, в сущности, архитектурной обманкой многие годы является вход в помещения бывшего городского Комитета обороны, что в горсаду, возле кинотеатра «Победа». По рассуждениям людей и их впечатлениям, там должен быть музей. И мы надеемся, он будет, но для этого нужны и воля, и средства.
Миражи города-героя
В здании планетария многие гости Волгограда видят культовое сооружение. Интересно, что он стоит на одной оси с бывшим Домом науки и искусства, в котором была… обсерватория.
Одна из красивейших улиц Волгограда – улица Мира – упирается в здание планетария, напоминающее своей формой древний пантеон. Многие люди, впервые посетившие Волгоград, обманываются этим загадочным видом и воспринимают здание… как культовое, фактически как церковь. Они не сразу понимают, что дорога по улице Мира ведет их не к храму веры, а к храму знаний и науки…
А вот еще один из городских «миражей». Давайте зададим себе вопрос: какой из транспортных перекрестков в Волгограде центральный? Тут двух ответов быть не может: перекресток на пересечении проспекта Ленина и улицы Комсомольской. Там, как известно, находится здание Главного управления Центробанка РФ по Волгоградской области. Возможно, коренным волгоградцам это покажется странным, но приезжие нередко принимают его за… театр оперы и балета, в качестве которого с недавних пор стал выступать бывший Дворец культуры имени Ленина, а ныне – театр «Царицынская опера». Согласно устоявшемуся восприятию наших соотечественников, именно таким образом должен выглядеть и в таком месте находиться главный городской храм Мельпомены.
Архитектурные ассоциации
В бывшем ДК имени Ленина разместился театр «Царицынская опера». Его архитектор Яков Корнфельд повторил свое творение в Перми.
– Разрушенный войной Сталинград восстанавливали всем миром, именно поэтому в городе так много архитектурных памятников, напоминающих всемирно известные, – говорит Сергей Сена. – Такие здания и комплексы лучше называть архитектурными ассоциациями. Однако есть и абсолютные копии, которые являются результатом типового проектирования. Уже упомянутый ДК имени Ленина (ныне театр «Царицынская опера») спроектирован в середине 1950‑х годов все тем же Яковом Корнфельдом. Он же в точности повторил его в конце 1950‑х годов в Перми. И он тоже именовался ДК имени В. И. Ленина. В нем сейчас находится культурно-деловой центр «Мотовилиха». Именно в первые послевоенные десятилетия в городе, помимо местных архитекторов (многие из которых переехали из Москвы и Ленинграда), работали и приезжие. Связано это было не с нехваткой архитектурных сил, а с так называемой «ведомственностью»: многие министерства, участвовавшие в восстановлении и строительстве предприятий, привозили своих проектировщиков, которые подчас использовали собственные наработки или готовые проекты, сделанные для других городов.
Бывшее здание казенных винных складов – напоминание о водочной монополии государства в дореволюционной России. Зданий подобной архитектуры до революции было построено множество. Но язык не поворачивается называть его типовым.
К слову, и в дореволюционном Царицыне немало зданий имели прототипы в Саратове: ведь Царицын был уездным городом Саратовской губернии. Но самым «неуникальным» зданием были казенные винные склады в третьей части города – ныне закрытый ликероводочный завод на ул. Пархоменко. Таких похожих по архитектуре зданий в городах России были десятки. Вот уж действительно «типовуха»… но великолепно исполненная.
Вместе с тем в архитектурной истории Царицына – Сталинграда – Волгограда можно насчитать несколько периодов, каждый из которых оставил после себя если не знаковые здания, то, по крайней мере, характерные для своей эпохи, такие, по которым можно изучать историю архитектуры и застройки города. Немало зданий и сооружений было возведено в 1930‑е годы, что было связано, прежде всего, с изменением статуса города, который стал вначале краевым центром Нижневолжского края, а затем и крупным областным центром.
Впрочем, согласитесь, что все эти параллели, миражи, обманы восприятия и копии в конечном счете лишь придают нашему городу еще больший неповторимый шарм и обаяние…
> Комментарий в тему
«Эти совпадения – случайны»
Роман Шкода, краевед:
> Кстати
Частичка Германии на юге города
Частичка Германии затерялась в Красноармейском районе. Райончик между улицами Тушинской и Электростальской, который в народе называется Верблюды, как две капли воды похож на поселки для рабочих в Рурском угольном бассейне земли Северный Рейн-Вестфалия. И в том, и в другом месте по склону поднимаются жилые трех-четырехэтажные домики, внешне напоминая горбы верблюда. В Германии это место называется Эшер-парк и считается одним из любимых для семейного отдыха, которое ежегодно приносит более 17 млн евро дохода от туристов.
> Знаете ли вы, что
Здания прокуратуры и суда Волгоградской области по решению фасадов подобны комплексу зданий Генеральной прокуратуры в Москве. Это, впрочем, неудивительно: по всей стране найдется с десяток таких «близнецов», потому что строились они примерно в одно и то же время и предназначались для одной цели.
Александр Литвинов, Евгения Савичева. Фото из архива Сергея Сена, Романа Шкоды, Сергея Григоренко