TikTok и Моргенштерн: как волгоградцы креативят на уроках
В преддверии Дня учителя «Родной город» пообщался с молодыми педагогами региона. Как оказалось, они не грезили профессией учителя. Каждый из них мечтал о другом занятии в жизни, но, попав в школу, они осознали, что хотят остаться, и делают все возможное, чтобы дети понимали их предмет. И чаще всего используют для этого далекие от скучных стереотипов методы преподавания. Какие именно, рассказываем в нашем материале.
Химия в картинках и притчах
В школу учитель химии из Среднеахтубинского района Виктория Кутнюк пришла из коммерции. 10 лет диплом педагога ждал своего часа, пока Виктория строила карьеру в абсолютно другой сфере. Но, по ее словам, все это время прекрасно понимала, что занимается не своим делом и призвание ее лежит в другой плоскости.
– Я всегда знала, что есть базовые, вечные ценности – учительская профессия к ним намного ближе, чем все остальные. Хотелось попробовать себя именно в этом, – признается Виктория. – К тому же мой папа всегда хотел, чтобы дети выбрали хорошие, настоящие профессии, такие как инженер и учитель. В итоге моя сестра сегодня работает инженером, а я учителем в школе.
Для многих выпускников школы химия – это что‑то из области фантастики, поэтому Виктория точно знает: без мотивации здесь никак.
– Я всегда стараюсь объяснять сложные вещи простым языком, – говорит педагог. – Ребята должны понимать, где в жизни можно применить полученные знания, где они встретятся с тем или иным процессом. Мне важно, с чем дети уйдут с урока.
Поэтому на ее занятиях всегда есть воспитательный момент: на примерах личностей ученых, историй из жизни ребята учатся оценивать поступки, сопереживать или, наоборот, не принимать их.
– Например, неоднозначной личностью был Фриц Габер, который, с одной стороны, разработал синтез аммиака, являющийся основой удобрений, следовательно, имеющий важное значение для людей, а с другой – изобрел отравляющие газы, применявшиеся в военное время, – рассказывает учитель. – Таких примеров много, моя задача – правильно подобрать материал.
Виктория часто на своих уроках использует кроссенсы – ассоциативную головоломку, которая представляет собой таблицу из 9 картинок. Это могут быть фотографии, рисунки, формулы или надписи. С их помощью она учит детей мыслить.
– Кроссенсы я составляю сама, в настоящее время есть задумка проиллюстрировать ими каждую тему, – признается педагог. – Их можно использовать для объяснения нового материала, в качестве домашнего задания или как «затравку» для урока, мол, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Виктория также учит школьников решать проблемные вопросы.
– Например, азот в переводе с греческого – «безжизненный», а латинское его название «нитрогениум», то есть «рождающий селитру», – рассказывает она. – Азот входит в состав белков, это один из основных элементов, обеспечивающих жизнь и развитие растений. Так почему же у него такие полярные понятия? Вот с этим мы разбираемся на уроке.
Креатив от молодого учителя географии
Учитель географии из Камышина Виктор Новратюк долгое время мечтал быть врачом-наркологом, но по конкурсу прошел на педиатрическое отделение.
Расстроившись, решил изучать географию и совсем не планировал работать в школе. Все изменилось после практики: Виктор увидел важность и значимость собственной работы.
Он сравнивает себя с тренером, потому что его основная задача – это результаты учеников, и порой он добивается их альтернативными методами.
– Однажды с одним школьником мы готовили проект по экологии, для сбора материала нам пришлось посетить несколько свалок. Но в итоге именно мы выиграли 2-е место на всероссийском конкурсе, – улыбается Виктор. – Родители ученика еще долго удивлялись тому, что их ребенок так азартно копался в мусоре, хотя дома даже грязные носки в руки не берет, брезгует. Думаю, что мы, учителя, и актеры, и психологи, и еще множество профессий в одной.
По мнению Виктора, современные дети не воспринимают традиционную форму урока, это основная причина слабой успеваемости по предметам. Учителям все время приходится проявлять креатив. Виктор, например, объясняет детям основную суть разных картографических проекций и искажений на географических картах через фотографии… Моргенштерна, а своеобразие России, ее народов и религий – с помощью открытых уроков на свежем воздухе и выездов в другие регионы.
– В рамках темы «Религии России» мы ездили в Калмыкию, где посетили крупнейший буддийский хурул «Будда Шакьямуни», шахматный городок, основные площади Элисты. Изучая «Природно-территориальные комплексы», побывали в лимонарии в Саратове, а в рамках тем о культуре ездили в Питер, где посмотрели Петропавловскую крепость, Заячий остров, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Кунсткамеру и другие достопримечательности, – рассказывает географ. – Я считаю, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Использует в образовательных целях педагог и популярное приложение TikTok – вместе с коллегами размещает ролики по сложным темам. Уже есть видео о структуре белка, действии вулкана и других явлениях и событиях.
«Сегодня тема – круассан»
Антон Биличенко – педагог в 3‑м поколении, в его семье 6 учителей, он 7‑й. Когда родители спросили, в какой профессии себя видит, сомнений не было. Антон уверен, что на уроке должно быть интересно, а связь с жизненным опытом только подстегнет интерес к предмету.
– В школьной жизни бывает много трудностей, но моя опора – это достижения учеников, – объясняет Антон. – И это не про 100 баллов на ЕГЭ, для меня важно видеть, как дети растут, в первую очередь над собой. Хочу, чтобы они стали хорошими людьми.
Педагог отмечает, что стремится быть честным со своими учениками. Всегда готовится к урокам и считает, что нельзя давать задание ради задания, а тем более про него забывать, поэтому он не только требует, но и проверяет.
А чтобы уроки проходили интересно и незабываемо, использует все, что есть под рукой.
– Однажды на уроке, где речь шла про Великую французскую революцию, в качестве наглядного примера я использовал круассан, – рассказывает историк. – Указал детям на закрытую коробку и сказал, что продукт внутри повлиял на то, что некоторые законы в то время не были приняты. Дело в том, что хотели запретить работать больше 8 часов в день, а это означало бы, что круассаны выпекались бы позже и не успевали к утреннему кофе. Ходят легенды, что именно поэтому данный свод законов так и не приняли.
P. S. Примеров нестандартных методов преподавания с каждым годом все больше, но в основе работы волгоградских педагогов остается один главный принцип: передать свои знания ученикам, раскрыть их способности и сделать учебу интересной.
Марина Романова. Фото из личного архива героев публикации