Требуется общественное участие

Волгоградская область вошла в число победителей конкурса, организованного Министерством образования и науки РФ. Из федерального бюджета в регион поступили 82 млн рублей на выполнение проекта по расширению участия общественности в управлении образовательными системами.

Региональная модель государственно-общественного управления образованием на экспертизе Министерства образования и науки РФ получила высокую оценку. По многим показателям она среди всех стажировочных площадок, а их по стране 21, оказалась продуктивной, и ее предложили для тиражирования по всей территории РФ.

Не случайно среди слушателей на региональной стажировочной площадке были представители из разных городов страны. Опыт Волгоградской области перенимали педагоги из Ростовской, Астраханской, Новосибирской, Брянской, Иркутской, Саратовской областей, Республики Калмыкия. За четыре месяца обучение прошли 1100 слушателей из Волгограда и еще восьми регионов страны.

Нужно сказать, что наш регион не первый раз оказывается победителем конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ. В 2011 году Волгоградская область реализовывала тьюторский проект, а с конца прошлого года приступила к выполнению проекта по расширению участия общественности в управлении образовательными системами.

– Поскольку регион был уже федеральной стажировочной площадкой, областное министерство образования делегировало академии полномочия по разработке проекта, – рассказывает проректор Волгоградской государственной академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент, Нателла Рождественская. – Мы разработали проект и выиграли субсидию на 2 года – 82 млн рублей. Базовым учреждением по реализации проекта стала академия, а для других базовых организаций в декабре прошлого года был проведен областной конкурс проектов на эффективную модель государственно-общественного управления образовательной организацией.

В конкурсе приняли участие более 150 школ. И 40 наиболее успешных по приказу регионального минобрнауки получили статус базовых учреждений стажировочной площадки. Причем, среди активных в продвижении общественного управления образованием оказались не только городские школы, но и сельские. Они представили интересные, а главное, реально действующие модели управления образованием.

Понятно, что такие органы есть почти в каждой школе, но порой они работают формально. Директора школ не особенно торопятся делегировать полномочия, а общественность не спешит их принимать.

По словам Нателлы Рождественской, до сих пор компонент государственного управления образованием был очень сильным и очень мало в этом деле принимали участие родительская общественность, сами дети. «Сегодня важно сделать систему открытой, прозрачной, доступной, максимально удовлетворяющей потребностям населения, поэтому необходимо усилить второй компонент – роль общественности в управлении образованием, – говорит она. – Правительство взяло курс на то, что школа должна стать прозрачной и открытой, а для этого ей будет очень нужна помощь общественности».

О сути региональной модели государственно-общественного управления образованием рассказала профессор, заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования академии Гюльнара Ястребова. «Структурообразующим компонентом выступает региональный ресурсный центр, – говорит она. – Основная задача этого центра – работа с общественными управляющими. Мы создали территориально распределенную сеть тьюторов, обучили 67 человек из числа педагогов, вооружили их сертификатом, позволяющим обучать общественных управляющих».

Это означает, что теперь члены родительских комитетов, советов школ, ученических органов самоуправления смогут получить важные знания в области государственно-общественного управления.

– Мы постарались выстроить горизонтальные и вертикальные связи между всеми органами государственно- общественного управления образованием на территории Волгоградской области, – отмечает Гюльнара Ястребова. – Мы выстроили сетевое взаимодействие между всеми органами управления внутри каждой школы – это горизонтальные связи. А дальше – вертикальные – выход каждого органа общественного управления образованием на муниципальный уровень, а затем и на региональный, вплоть до министра образования и науки с возможностью обсудить ту или иную проблему, предложить свой вариант ее решения. Стоит отметить: реализации идеи консолидации всех, в свое время стихийным образом существующих органов государственно-общественного управления образованием, способствует и то обстоятельство, что руководителем стажировочной площадки является ректор Академии, профессор Болотов Н. А., председатель комиссии по науке, образованию, спорту и молодежной политике Общественной палаты Волгоградской области, руководитель общественного совета при министерстве образования и науки Волгоградской области.

В следующем году на базе стажировочной площадки запланированы конкурсы лидеров государственно-общественного управления образованием. Они нацелены на привлечение общественности к разработке основной образовательной программы школы, в оценке качества деятельности школы, в организации крупных мероприятий, в формировании образовательного заказа социума, что в конечно итоге должно повлиять на качество образования в целом.

 

на правах рекламы