Развитие уличной торговли в Волгограде остановит экспансию сетевых магазинов
Достойной альтернативой ритейлерам для волгоградцев могут стать продовольственные рынки и ларьки. Российское правительство вознамерилось остановить дискриминацию малых форм торговли по продаже продуктов питания. Кто выиграет от развития уличной торговли разбирался «МК в Волгограде».
Не ретейлом единым
Министерство промышленности и торговли РФ направило в регионы циркуляр в профильные комитеты, в которые настоятельно рекомендует прекратить выдавливать с рынка небольшие продовольственные павильоны и продуктовые рынки. В органы местной власти субъектов РФ разосланы соответствующие поручения с требованием предпринять ряд мер на местах по увеличению доли рынка малых форматов торговли. Чиновники федерального ведомства считают, что муниципальные власти массово закрывают ярмарки и городские рынки, снижая тем самым уровень конкуренции.
Индивидуальные предприниматели и независимые сельхозтоваропроизводители оказались лишены альтернативных точек выхода для сбыта своей продукции. В некоторых регионах сложилась ситуация, когда цены на продукты питания диктуют ретейлеры, которые действуют, как картель монополистов.
В результате страдают не только предприниматели, которые не могут реализовать продукцию по конкурентной цене, но и потребители, вынужденные закупать продукты в супермаркетах, зачастую по завышенным ценам.
– Мне пришлось закрыть две торговых точки в Краснооктябрьском районе – они перестали быть рентабельными, – признается предприниматель Сергей Чепрасов. – Рядом открылся сетевой магазин, который стал демпинговать, заманивая покупателей низкими ценами. Следом за этим участились и проверки контролирующих органов.
По словам предпринимателя, ретейлеры, открывая очередной магазин на новом месте, начинают с того, что зачищают конкурентов. Сначала резко занижают цены, а потом, когда конкурент сворачивает торговлю, возвращают старые ценники.
– Но покупатели уже привычно думают, что в магазине дешевле, и в павильоны обходят стороной, – отмечает Чепрасов. – Если примут закон, который запретит «кошмарить» владельцев нестационарных объектов торговли, нас перестанут выдавливать с рынка, выдавая разрешение ретейлерам на открытие магазинов рядом с местными торговыми павильонами.
В этой связи Минпромторг РФ призывает региональные власти простимулировать административным ресурсом уличную и ларечную торговлю. При этом работу руководителей субъектов РФ и глав крупных муниципальных образований в Правительстве намерены оценивать по строгим математическим критериям: будут учитывать количество закрывшихся и открывшихся торговых точек в каждом регионе.
Все на рынок
В традиционно аграрном волгоградском регионе продовольственные рынки и ярмарки неизменно пользовались популярностью у населения. По данным Росстата, Волгоградская область занимает место в десятке самых «рыночных» регионов России. На территории Волгоградского региона работают 36 розничных рынков, из них 7 расположены в областном центре. Повышенное внимание региональных властей обращено и на организацию сельскохозяйственных ярмарок.
В нынешнем году для проведения ярмарок в области предусмотрели 280 площадок, на которых создано 9,5 тыс. торговых мест. В соответствии с действующим законодательством 50% мест на рынках предоставляется товаропроизводителям. Управляющие компании розничных рынков готовы рассматривать предложения товаропроизводителей о предоставлении им мест на льготной основе.
Стимулируют развитие ярмарочно-рыночной торговли целым пакетом мер: предоставление льготных торговых мест для пенсионеров, ведущих подсобное личное хозяйство, садоводам и дачникам, а также фермерам.
Результатом поддержки рыночной торговли являются растущие показатели оборота отрасли. За первые семь месяцев 2016 года оборот розничной торговли составил 143,6 млрд рублей, 8% от этой суммы пришелся на реализацию продуктов питания на рынках и ярмарках. Региональные чиновники от торговли намерены и дальше развивать многоформатную торговлю в области.
– Продовольственные рынки всегда пользуются спросом у населения, – говорит Андрей Удахин. – Здесь и ассортимент шире, и цена ниже, и можно еще поторговаться.
По мнению Удахина, инициатива Минпромторга РФ призвана оживить экономику в регионах: сетевики просто вынуждены будут скорректировать свою ценовую политику, когда рядом рынок будет предлагать продукты по более выгодным ценам.
– От здоровой конкуренции выигрывает всегда покупатель, – отмечает Удахин. – В Волгограде сейчас кардинально меняется схема размещения объектов нестационарной торговли, но главы районов должны руководствоваться, в первую очередь, принципом «меняется место, сохраняется бизнес».
По словам Удахина, при этом важно учесть соответствие внешнего облика рынков и ларьков, чтобы они не выбивались из общей городской архитектуры.
– В частности, в Волгограде принято решение о создании форматов торговой галереи, под крышей которой и соберутся небольшие торговые павильоны, которые будут оформлены в едином стиле.
Не слезать «с колес»
Еще одним перспективным направлением развития нестационарной торговли эксперты называют увеличение числа точек продаж продуктов с автолотков, «с колес». Этот уникальный канал по продаже продуктов питания особенно популярен в отдаленных районах области. Пока же стационарная торговля в регионе доминирует над мобильной: на 11,5 тысяч стационарных торговых объектов приходится только 351 объект автоторговли.
При этом постоянно автомагазины работают на территории только трех муниципалитетов: в Волгограде – 159 мобильных объектов, в пригородной Дубовке – 28 автомагазинов, в отдаленной Елани – 28 объектов. Небогатую логистику автомобильных магазинов на территории области специалисты связывают с тем, что пока что мобильная торговля не имеет каких-либо преимуществ или послаблений в виде льгот перед торговлей стационарной.
В региональном комитете по промышленности и торговле пояснили, что в соответствии с действующим законодательством, транспортные средства относятся к нестационарным торговым объектам (НТО), включающим всю торговлю вне капитальных строений. Их нужно включать в локальную схему размещения НТО, проводить торги или конкурсы, заключать договор. И хотя оформление занимает немало времени, в итоге это оправдывает себя, так как предприниматель получает законную возможностью торговать там, где сосредоточена максимальная концентрация потенциальных покупателей.
Источник: «МК в Волгограде»