Наш герой уже более 10 лет является водителем маршрутного такси. Об издержках профессии Инкогнито рассказал «Родному городу».
Нет денег, так и скажи
Кому не знакома неловкая ситуация, когда водитель останавливает маршрутку и заявляет, что не поедет дальше, пока все не заплатят за проезд? Вычислить «зайца», как правило, невозможно – поэтому люди сбрасываются, кто сколько может, и продолжают путь. Как уверяет наш герой, поведение водителя в данном случае продиктовано отнюдь не жадностью.
– Неприятно то, что тебя пытаются обмануть. Мой совет: если вы вдруг забыли, потеряли деньги или обнаружили, что у вас их не хватает, то не бойтесь прямо сказать об этом водителю. Мы ведь тоже люди, понимаем, что всякое может произойти. Не знаю ни одного водителя, который отказался бы подвезти человека из-за отсутствия денег. А пытаться проехать «зайцем» не стоит – сразу попадешься.
Машина – не просто железяка!
Наш собеседник работает на собственной машине, тогда как почти половина его коллег арендуют микроавтобусы. Отсюда происходит два вида маршрутчиков: лихачи и аккуратные водители.
– Свою первую «Газель» я купил, имея постоянное место работы, зарегистрировал, нанял водителя, – рассказывает Инкогнито. – Однако проработал он у меня всего полгода, успев за это время восемь раз попасть на дорогой ремонт. Психология наших людей такая: если машина не твоя, можно ее гробить. Такими маршрутчиками, как правило, и пассажиры недовольны. Со временем я понял, что нанимать водителя невыгодно, и стал сам работать на маршруте в свободное время. А вскоре попал под сокращение на основном месте, и «Газель» стала главным источником дохода. На ней я проработал семь лет, пока не купил иномарку. За это время машина серьезно ломалась раз шесть-семь – для маршрутки это неизбежно. Но разницу чувствуете? Когда авто твое, ты понимаешь, что это не кусок металла, ездишь аккуратно, не превышая скорости и объезжая ямы, коих на наших дорогах, сами знаете, немало. И пассажиры ни разу не предъявляли мне претензий по поводу лихачества, хотя возить регулярно приходится и стариков, и беременных женщин, которых в любой момент может укачать.
Впереди сидят девушки
Многие задаются вопросом, почему водители маршруток на передние сиденья пускают в основном девушек. Кто-то рад бросить по этому поводу пару пошлых шуточек, однако Инкогнито утверждает, что причины такого поведения куда более приземленные.
– Девушки стройнее мужчин и сидят они, если так можно выразиться, скромнее. Парни любят развалиться на сиденье, своими раскинутыми в стороны ногами они жутко мешают водителю переключать передачи. Особенно это актуально для тех, кто ездит на «Газелях» – в новых иномарках, видимо, учли данный момент и поставили рычаг возле панели. Поэтому могу смело сказать: не спешите обвинять маршрутчика в озабоченности. Многие из нас – женатые люди, и работаем мы ради своих семей, а молодых девушек вперед сажаем отнюдь не из соображений устройства личной жизни. За всех говорить не могу, но в большинстве случаев все именно так. Даже могу привести обратную сторону этого дела: молодые коллеги частенько рассказывают, как пассажирки предлагают им познакомиться.
Путают с личным водителем
Ко всем пассажирам Инкогнито относится одинаково хорошо, объясняя это просто: другого выбора у него просто нет.
– Люди едут на работу или с работы, как правило, загруженные, многие чем-то недовольны. А что поделать, жизнь такова – у всех свои проблемы. Поначалу я, конечно, злился по малейшему поводу: кто-то меньше денег за проезд передал, кто-то сел рядом и громко разговаривает по телефону. Но со временем учишься относиться ко всему философски. Большинство людей понимают, если их вежливо попросить доплатить или говорить потише. Хотя из ряда вон выходящие личности тоже нередко встречаются. Например, как-то подъезжаю на конечную в 5.45 утра – на остановке стоит только одна женщина, больше ни машин, ни людей. Эта дама подходит ко мне и с этаким гонором спрашивает: «Вы чего так поздно на работу выходите?» Я объясняю: маршрут работает с 6 утра, я приехал вовремя. Она мне в ответ: «Я из-за вас на работу опоздать могу!» Я не выдержал и говорю: «В таких случаях надо такси заказывать!» Она еще долго бурчала что-то, но я уже игнорировал: в начале рабочего дня нервы стоит поберечь. Еще порой встречаются забавные персоны, заявляющие о моих плохих музыкальных вкусах. Прошу заметить, что песен непристойного содержания я в машине не слушаю – знаю, что везу женщин и детей. Но какая вам разница, что у меня играет в магнитоле? Машина ведь моя, а не ваша, и я не личный водитель, чтобы выполнять приказы, – тут я могу спокойно использовать эту фразу. Другие применяют ее, оправдывая свое курение в салоне, но я этого не приемлю – среди пассажиров могут быть и беременные, и просто люди, не переносящие запаха табачного дыма.
Хамов приходится игнорировать
Если с большинством пассажиров возникающие в ходе рабочего дня мини-конфликты удается отрегулировать адекватным путем, то изредка, утверждает Инкогнито, попадаются чрезвычайно наглые экземпляры.
– Обычно это происходит в выходные по вечерам. Зайдут какие-то принявшие на грудь ребята и то отказываются платить за проезд, то начинают приставать к другим пассажирам. Частенько водителю приходится утихомиривать буйствующих. У многих моих коллег на этот случай в машине есть бейсбольная бита – разумеется, бить никого они не станут, но для запугивания вещь полезная. У меня такого инструмента нет – боюсь, что возьму и воспользуюсь, а так можно и лишних проблем нажить. Поэтому если кто-то в машине начинает хамить, я просто останавливаюсь и говорю: пока все не успокоятся, никуда не поедем. Обычно срабатывает. Но один раз был случай, когда субъект никак не реагировал на мои слова. Зашел выпивший мужчина, сел, а за проезд не заплатил. Где-то через две остановки я спрашиваю: «Товарищ, платить будем?» Он меня игнорирует. Задаю тот же вопрос повышенным тоном, ответа все равно нет. Торможу, оборачиваюсь, начинаю высказывать претензии в более грубой форме. А он хоть бы хны – никакой реакции. Тут выхода было два: либо смириться и поехать дальше, либо насильно вытащить хама из салона. Выбрал первый вариант, поразмыслив, что от 20 рублей богаче или беднее не стану, а если вдруг начнется драка, то можно и в обезьянник загреметь, а то и похуже что выйдет. Потом вернусь домой, жена спросит: «За что посадили?», и что я отвечу – из-за 20 рублей? Смешно будет, согласитесь.
Был случай
Подстава для водителя
Однажды Инкогнито едва не стал жертвой мошенников.
– Дело было тоже вечером. Взял на остановке пассажира, только трогаюсь, как прямо передо мной выскакивает женщина с ребенком. Успеваю затормозить, а эта леди падает. Выхожу из машины выяснить, в чем дело, она же быстро поднимается и начинает кричать, что я чуть не угробил ее вместе с дочерью. Доказывает, что я врезался в них, хотя ничего подобного не было. Тут же откуда-то возникает ее муж, он уже поддерживает свою ругань размахиванием рук. Мне приходится обороняться, в итоге мы по разу нехило даем друг другу по морде, после чего пассажиры кое-как растаскивают нас. Вызываем ГАИ и полицейских, начинаем выяснять, кто прав, кто виноват. Благо, правда была на моей стороне, и сотрудники это доказали: следов столкновения на бампере моего авто не нашли, как и повреждений у женщины с ребенком. В итоге в обезьянник утащили эту милую семейку, а не меня. Оказалось, троица в такой ситуации замешана уже далеко не в первый раз: они так себе на жизнь зарабатывали, работая по выверенной схеме.
Адиль Зодоров. Фото Сергея Григоренко