Лия Дегтярева. Фото автора.
Из-за обветшалой кровли потопы в квартире Ирины Косяченко стали обычным делом. На заявления в управляющей компании никак не реагировали. В прошлом году волгоградка не выдержала и подала в суд. Судебные тяжбы закончены: Фемида оказалась на стороне потребителя.
П ервый раз семью Косяченко затопило в 2010 году. С началом сезона дождей и снегов в квартире на девятом этаже дома № 24а на улице Рокоссовского начинается хаос. Причиной всему – плохая крыша, этаж-то последний.
30 лет без ремонта
Семья Ирины Косяченко живет в этой девятиэтажке 30 лет. И она не помнит, чтобы за это время хоть раз делали капитальный ремонт кровли дома.
– Три года назад, когда начался этот ужас, мы не знали что делать, – возмущается пострадавшая. – К тому моменту мы как раз закончили ремонт во всей квартире. Новые потолки, обои, мебель. А тут вдруг с потолка начала капать вода и стекать по стенам. После этого я лично ходила на чердак, оказалось, что в крыше нашего дома дыры.
«Боялись сгореть»
На протяжении трех лет Ирина борется с УК. По ее словам, компания «Жилкомсервис», которая обслуживает дом №24, бездействует все это время.
– Сколько бы я ни ходила, сколько ни жаловалась, все без толку, – печалится волгоградка. – Мне говорили одно и то же: «Ждите, вы не одни такие». А когда из-за дождей у нас отсырела стена с проводкой и произошло замыкание, мы на четыре дня остались без света. После того случая мы боялись сгореть. Ведь замкнуть могло в любую минуту. Нам же отвечали: «Если сгорите, все возместим».
После этого несчастья семья Косяченко приняла решение не делать ремонт, чтобы опять не остаться без имущества. Из-за прохудившейся крыши каждый сезон их жилище становилось хижиной под открытым небом. Баночки всегда стояли вдоль стены и швов, чтобы собирать воду. Чтобы вовремя их менять и не затопить соседей, Ирине не раз приходилось пропускать работу.
– Ремонт делать невозможно, оценщики могли прийти в четвертый раз. Но и жить в сарае невыносимо, – вздыхает Ирина. – Мне даже гостей стыдно пригласить в свой дом.
Судебный процесс
В марте 2012 года, устав от бездействия управляющей компании, Ирина Косяченко решила просить защиты у закона. Изначально она обратилась в Центральный районный суд.
– Выяснилось, что в марте 2010 года в связи с износом крыши произошло затопление квартиры истицы дождевыми и талыми водами. Управляющая организация отказалась возмещать причиненный квартире ущерб в добровольном порядке, ссылаясь на надлежащее содержание кровли, и Ирина обратилась к нам, – прокомментировала Анна Фолимонова, пресс-секретарь райсуда. – Поскольку вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, суд постановил взыскать с управляющей организации в пользу истца стоимость восстановительного ремонта в размере 189 868
рублей, компенсацию морального вреда – 6000 рублей, судебные издержки – 9200 рублей, а также штраф в пользу потребителя – 97 934 рубля.
Однако управляющая компания не согласилась с таким решением и направила в областной суд апелляционную жалобу. Но, рассмотрев ее, суд второй инстанции оставил решение без изменения, а апелляционную жалобу управляющей организации без удовлетворения.
> Комментарий специалиста
Компенсация за материальный и моральный вред
Евгений Зотов, начальник отдела защиты прав потребителей департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда:
– В подобных ситуациях людям необходимо понимать, что они могут получить компенсацию за материальный и моральный вред. В первую очередь необходимо пойти в саму УК, объяснить им ситуацию, обязательно нужно оставлять письменное заявление, чтобы в суде потом можно было предоставить документы. Если же обслуживающая организация не реагирует на ваши просьбы или отказывается, то можно обратиться к нам в отдел по защите прав потребителей. Ну и, наконец, есть всегда возможность доказать свою правоту в суде.
> На заметку
Как подать в суд на УК, если вас затопили
1 Зафиксировать факт затопления квартиры с помощью фото- и видеоносителей.
2 Составить акт о затоплении. Он составляется в свободной форме и присутствии владельца квартиры, представителей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом (это может быть ТСЖ, УК, ЖСК и т.п.). Желательно, чтобы это были председатель данной организации и технический специалист.
3 В акте обязательно указывается факт затопления, повреждения имущества и причина затопления. На основании этого делается вывод об ущербе.
4 Если УК не желает добровольно возмещать ущерб, то необходимо составить исковое заявление и обращаться в суд.
> Запишите телефон
Отдел защиты прав потребителей департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда – (8442) 30-30-55;
отдел защиты прав потребителей по услугам ЖКХ департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда – (8442) 30-13-59;
инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области – (8442) 35-21-50.