«Нелюбовь» Звягинцева – фильм про моральных мутантов?
Настоятель Калачевского Свято-Никольского собора отец Димитрий отвечает на вопросы читателя.
Здравствуйте. Посмотрел фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» про разрушение семьи. Болел за него и на «Оскаре», но, к сожалению, премию получил другой фильм. В свое время читал обсуждение другого фильма Звягинцева – «Левиафан». В нем найдено множество христианских аллюзий. А можно ли «Нелюбовь» тоже назвать христианским фильмом?
Николай, Волгоград.
– Считаю, что можно. Это фильм очень символичный и простой для понимания. Он вскрывает наши реалии, словно скальпель врача-патологоанатома, разрезающий тело человека, который долго страдал от какой‑то болезни и вот умер. И теперь причина его страданий стала видна и понятна. Но, к сожалению, уже после смерти. Так и в «Нелюбви» показана какая‑то очень нездоровая среда, обездушенное пространство, в котором не хватает чего‑то очень важного и нужного для нормального функционирования человека. Словно нет воздуха. Этот отсутствующий воздух и есть любовь, которой нет в отношениях героев фильма. Впрочем, ее там нет нигде, а есть другое – противоположность любви, то есть эгоизм, погруженность в саморефлексию, свои личные переживания и страдания. Люди сами страдают от отсутствия любви, но ничего не хотят поменять в своих отношениях, и возникает такое чувство, что они по‑другому жить уже и не могут. Потому что любая противоестественная среда плодит мутантов, для которых она становится уже естественной. Вот жизнь этих мутантов и показывает нам Звягинцев. А их ребенок еще не мутировал, он не может жить в этом обездушенном окружении. Но, скорее всего, если бы ситуация сложилась немного помягче, он вырос бы и тоже мутировал, приспособившись к этой среде и научившись в ней жить.
«Нелюбовь» – по‑настоящему страшный фильм. И не только потому, что он ставит диагноз. Возвращаясь к примеру со вскрытием тела – представим, что врач, разрезав его, понял, что причиной фатального исхода является не рак с метастазами, а какой‑нибудь пустяк, допустим, проглоченный инородный предмет, и понимает, что это, в сущности, так легко было бы исправить, дав вовремя лекарство или проведя операцию, но это не было сделано. Так же и зритель «Нелюбви» понимает, как все эти скандалы, дрязги, ссоры мелки и неважны по отношению к трагедии этого мальчика! Как все это легко преодолеть! Да попросите друг у друга прощения и начните жить хотя бы ради своего сына. А потом, глядишь, у вас появятся и какие‑то свои отношения, и жизнь наладится. Что‑то же вас связало друг с другом, значит, была любовь, были чувства. Вспомните их, воскресите, это не так сложно. И всякий, кто сидит у экрана, понимает, что сделать это вроде бы просто – а они, герои фильма, этого не понимают и не делают. И в результате пропадает их ребенок.
Фильм не стоит обвинять в чернушности или клевете на светлую российскую действительность, в нем можно увидеть отражение своей жизни, как в зеркале. Пусть мы не такие, но в каждой семье бывает что-то подобное, какие-то моменты ненависти, непонимания, нелюбви… Взглянув со стороны на анатомию нелюбви, легче понять: а ведь любить-то на самом деле так просто.
Роман Белоусов. Фото kinopoisk.ru