USD 00,0000 EUR 00,0000
Каждую среду - номер с ТВ- программой в киосках и магазинах региона !
16+

Сетевое издание "Rodgor.ru" (16+) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС77-66294 Учредитель (соучредители): Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Волгоградская Правда"


vk ok telegram dzen youtube rutube

На казачьей Кумылге-реке

На казачьей Кумылге-реке

Хоперские казаки гордятся многим: прекрасной неповторимой природой, великим прошлым и даже названием района – Кумылженский, в котором живут.

Считается, что в тюркских языках «кумылга»: кум – песок, лга – вода. Так нарекли в далекие времена реку, на которой стоит одна из старейших хоперских станиц. Туда мы предлагаем читателям «ВП» отправиться вместе с нашим спецкором Александром ФОЛИЕВЫМ.

Дом с историей

Знакомство со станицей и районом лучше начать с краеведческого музея. Он расположился в старинном доме-курене купца Ершова, построенном еще в 1903 году. В фондах хранится без малого почти 2000 предметов, и коллекция постоянно пополняется.

Да и сам дом – как самый большой экспонат: старинные фасад и планировка, деревянная лестница и потолок с лепниной. Здесь восемь действующих залов, в которых представлено множество редкостей, а есть еще и «неучтенный» девятый зал – во дворе музея собраны каменные предметы, которые тяжело было бы поднять на второй этаж.

Например, лодка, выдолбленная из единого ствола толстого дерева. В южных губерниях России их еще называли дубками – сразу понятен материал, из которого ее делали.

Бутыль на три ведра

Кто служил в Советской армии, помнит алюминиевую ложку – неизменную «спутницу» солдата. Ее чашечка была овальной формы. А более старая «модель» солдатской алюминиевой ложки, известной еще с Первой мировой войны, повторяла форму традиционной русской деревянной ложки, больше напоминающей сердце. Такие ложки стали давно уже очень редки.

А самая большая бутыль на три ведра где хранится? Опять же в Кумылге. В них казаки хранили виноградное вино. Такую бутылочку один не поднимешь, а тем более «не одолеешь». Только в компании веселых друзей. А как принято было встречать гостей в казачьем курене?

– Хозяйка выходила к гостям с деревянным блюдом, – рассказывает сотрудница музея Елена Горбова. – Чем больше блюдо, чем обильнее на нем угощения, тем желаннее гости.

В семье, рассказывает Елена, таких блюд было несколько, разных по размеру и по украшению.

– Опять же, если все было съедено и хозяйка переворачивала блюдо, гости понимали: пора и честь знать, да и домой собираться, – говорит сотрудница музея.

Культ предков

Это каменное изваяние, изображающее воина, можно назвать символом Кумылженского музея и бережного отношения людей к своей истории. Изваяние считается памятником сакрального искусства половцев XII столетия, символизирующим культ предков. Оно было родовым оберегом.

Нашли изваяние в хуторе Белогорском Кумылженского района при распашке поля. Трактористов красноватый камень не заинтересовал, и они перенесли его в лесоразделительную полосу.

Рядом с дорогой пролежала каменная баба несколько лет, пока не нашел ее в августе 2008 года житель хутора Сергей Недилько.

Жена давно просила его обложить клумбу камнем, вот он и занялся поиском. Увидел в поле камень, удивился, как он мог сюда попасть, решил, что это удача, камень-то красивый – необычного для этих мест красного цвета.

Решил домой забрать, а когда перевернул камень, то увидел на обратной стороне какие-то изображения – ромб, полосы, зигзаги. Привез Сергей Тарасович домой это чудо и не стал его разбивать.

А слух о находке пошел по хутору. Приезжали к Недилько покупатели богатые с соседних областей. Но не продал он его, целый год держал у себя во дворе, а потом передал в музей, решив, что такие ценные находки должны храниться только в госучреждениях.

Белый камень из Кумылги

Без сомнения, один из самых загадочных и интересных экспонатов музея. Так белый меловой камень назвал Леонид Литовский – создатель Музея истории письменности и букварей народов мира имени академика О. Н. Трубачева.

Камень найден в окрестностях хутора Остроуховского Кумылженского района в 90-х годах прошлого столетия учителями местной школы.

Как он оказался в степи и сколько времени лежал, никто достоверно рассказать не может. Очень интересно, почему изображения на таком мягком природном материале как мел не подверглись никакому внешнему разрушительному воздействию?

Ученые утверждают, что белый камень – культовый. На нем существовали лунки с изображением всего пантеона славянских языческих богов. Особенностью именно этого камня является то, что в его лунках были начертаны примитивные рисунки и нанесены геометрические знаки.

Казачья мода для мужчин…

Я бы назвал жемчужиной в собрании Кумылженского музея коллекцию одежды XIX–XX веков. Собирательством монет, купюр или марок с открытками вряд ли кого можно удивить.

А кто знает коллекционеров одежды? Из легендарных бабушкиных сундуков вещи перешли в музейные витрины.

Здесь хранится чекмень, принадлежавший Степану Фирсову из хутора Головского. Выиграл лихой казак чекмень в карты в Польше во время Первой мировой войны.

А его сын – Иван Степанович – передал в музей чекмень, шаровары и фуражку. Посчитайте, сколько лет их берегли? А ведь за хранение белогвардейской формы можно было надолго загреметь в не столь отдаленные места…

Непременно носили башлык – суконный или шерстяной капюшон с длинными концами – лопастями, который в непогоду надевали поверх головного убора.

Завязал концы башлыка на груди – отслужил казак срочную службу, перекрещены на груди – следует по делу, а забросил за спину – отдыхает.

…и для женщин

Наряды казачек XIX–XX века – костюмы-парочки: кофта или блузка шились из того же материала, что и юбка. На голову – колпаки, платки, шлычки, кружевные шарфы, файшонки, косынки.

У каждого наряда своя «аудитория»: девочки, девушки, молодухи, старухи. И своя история и назначение. Шлычка надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой.

По моде юбки шили с большим количеством сборок сзади, так называемый «хвост». Чтобы юбка была пышнее, под нее надевали несколько нижних юбок, иногда четыре-пять.

В начале XX века в моду вошла кофта «матене», или по-нашему «холодайка». Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру, и с небольшой баской – «кирасу».

Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку – шелковую черную кружевную косынку коклюшной работы, с концами, которые завязывались сзади бантом.

Тогдашние модницы считали, что это очень украшает женщину. И были правы!

Источник: «Волгоградская правда»