Мужской взгляд на школу: ближе к практике

Популяция мужчин в школах на грани вымирания. В списке профессий сильного пола учителя не встретить, зато в перечне женских этот род деятельности находится на лидирующем положении. И тем не менее волгоградец Илья Фуфачев решился посвятить лучшие годы жизни проверке тетрадей и составлению конспектов – одним словом, обучению подрастающего поколения.

«Перед педом надо закончить политех»

– Илья Владимирович, что сподвигло вас стать учителем?

– Так получилось, что первое высшее образование у меня техническое, наш родной политех. Там же получил второе высшее по направлению «экономика». И только потом закончил в ВГСПУ магистратуру с отличием по направлению «учитель физики». Это все к тому, что если бы в самом начале пошел сразу в педагогический, то, как и большинство выпускников, особенно учителей физики, вряд ли пошел бы работать в школу. Все-таки оказаться учителем в 21 год или 25 – огромная разница. Но здесь еще надо учесть, что в нашей семье были либо военные, либо учителя. Поэтому мой уход в школу можно назвать возвращением к корням. К тому же воевать тут есть с чем – с незнанием. (Улыбается.)

– Вы в самом деле уверены, что сухой физикой можно заинтересовать подростков?

– Где физика, там и жизнь! Приходится очень часто ставить в тупик какими-то элементарными вопросами из жизни, а затем вместе пытаться их решить с помощью полученных знаний по математике и физике. И постепенно ученик формирует у себя логическое мышление, которое в дальнейшем помогает ему конструктивно подходить к выполнению поставленных перед ним жизненных задач. Я же могу рассказать ученикам, что такое производство, подсказать одиннадцатиклассникам, куда лучше пойти учиться, посоветовать с выбором специальности.

– Что, кроме шикарного отпуска, есть хорошего в вашей профессии?

– Завидовать профессии учителя, как мне кажется, сомнительно, даже из-за продолжительного отпуска. Слишком выматывающая работа в течение учебного года: и эмоционально, и физически. Но разочароваться в ней нельзя. Ведь ты даешь детям своеобразную путевку в жизнь и стараешься сделать так, чтобы они как можно грамотнее ею распорядились. И потом дети – такой позитивный народ, какого больше нигде не найти.

– Что считаете показателем качества работы учителя?

– Иногда приходится сидеть до 2-3 часов ночи, чтобы подготовиться к уроку. Это очень кропотливая, иногда нудная, но необходимая работа. Ребята из школы уходят в вузы, а связь с бывшими учениками не теряется. Они также продолжают советоваться, что и как лучше. Для меня это и является показателем качества проделанной работы.

Ученик должен уходить с вопросами

– Был ли провальный урок?

– У меня нет однозначного ответа. Урок надо видеть глазами детей и задавать им этот вопрос. Если заниматься непрекращающимся самоанализом, самокритикой, то так легко потерять веру в себя. К тому же каждый день ты постоянно работаешь с самой внимательной и требовательной публикой, которая не простит, если ты дашь слабину. И уже в ходе учебного процесса так или иначе ты всегда вносишь какие-то коррективы, чтобы в следующий раз было лучше, познавательнее. Самое главное, чтобы ученик уходил от тебя (вот здесь многие со мной имеют право не согласиться) не с осознанием того, что он все понял и теперь все знает, а как раз наоборот, с вопросами. И тогда он будет приходить на твои уроки не потому, что заставили или просто посидеть, ну или как крайний вариант – поспать на задних партах, а затем, чтобы получить ответы на интересующие его вопросы. И вот здесь как раз и возникает потребность в личностно-ориентированном обучении, в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, по которым ребенок сможет выстраивать свою траекторию, учитывающую его запросы в обучении, в формировании у него интеллектуального «голода».

– Часто приходится ставить двойки?

– Ставлю и хорошие оценки, и плохие, аналог кнута и пряника. Но выставляя очередную двойку, сразу же стараюсь донести до ученика, что это не наказание за то, что он не выполнил или не выучил, а всего лишь стимул двигаться вперед, не останавливаться и не опускать руки. Каждый ученик имеет право выучить и переделать работу, за которую получил неудовлетворительную оценку, и я всячески это стимулирую. Таким образом, у него будет формироваться своя зона ответственности за полученный результат и допущенные в ходе достижения этого результата ошибки. И тогда к 11-му классу ученик формирует набор необходимых компетенций, которые позволяют ему вполне успешно добиваться поставленных целей (сдача ЕГЭ, поступление в ведущие вузы страны). Но с каждым годом экзамены не становятся проще, нагрузка на детей растет, особенно психологическая.

“ Постоянно меняющиеся правила игры «поступишь – не поступишь» вынуждают держать руку на пульсе событий непрерывно. И получается, что, помимо преподавания своих дисциплин, учитель вынужден становиться для ребенка старшим товарищем с практико-ориентированной составляющей, опытным наставником.

– Поэтому учителю приходится осваивать для себя смежную специальность тьютора. Хотя институт тьюторства у нас практически не развит, в отличие от западных стран, где он получил широкое применение и успешную реализацию.

И когда дети сдают последний экзамен, твоя работа не заканчивается, ты начинаешь с детьми работу по поступлению.

Разглядеть в коллегах женщин мешает работа

– Сложно ли работать в эмоциональном дамском «батальоне»?

– Тут главное абстрагироваться от этого фактора. И сразу становится легче жить. Работа не должна быть с оглядкой на гендерный признак. Самое важное – профессиональные навыки и умения, все остальное должно быть второстепенным. Тем более, когда ты постоянно готовишь учеников помладше к олимпиадам, чтобы они занимали там призовые места, а одиннадцатиклассников – к успешной сдаче ЕГЭ, то на какие-то окружающие тебя вещи и происходящие кругом события просто не остается времени.

– Может быть, мальчикам должны преподавать мужчины, а девочек учить женщины?

– Шутите. (Улыбается.) На мой взгляд, качество обучения зависит, в первую очередь, не от того, мужчина или женщина учитель, а от умения заинтересовать ученика, удивить его чем-то новым. И делать акцент на том, что мужчины ведут предмет более качественно или их лучше слушаются дети, я бы все-таки не стал. Разделять обучение по половому признаку все же не стоит. Причина очень простая. Где взять столько учителей-мужчин? Как мне кажется, лучше, чтобы ребенок по возможности учился взаимодействовать как с молодыми, так и с более старшими учителями, как женщинами, так и с мужчинами. Так у него будет накапливаться коммуникативный опыт общения с различными возрастными категориями, который в дальнейшем поможет ему правильно адаптироваться ко взрослой жизни.

> Это интересно

Факты из мира школ

> В Великобритании чиновники запретили детям 11-18 лет использовать сленг в школах. Под запретом и все разговорные сокращения. Власти считают допустимым в школах только литературный, стандартный английский язык.

> Во Франции первые школы для детей – «материнские школы», в которых к общему начальному образованию готовят уже с 2-3 лет. А начальная школа во Франции длится пять лет, потом четыре года дети учатся в колледже, затем два-три года в лицее или старшей школе.

В Мексике работает программа общинного образования. В рамках данной программы в качестве учителей-стажеров в деревнях поселяются на год или два студенты. Они дают образование детям за скромное жалование. Взамен по окончанию срока пребывания студенты получают гранты для продолжения образования. Каждый год по этой программе обучаются около 300 тыс. детей из 40 тыс. населенных пунктов.

Во Вьетнаме школы и даже детские сады теперь радуют детей и их родителей нововведенной йогой. Занятия начинаются с позы лотоса, а преподаватель рассказывает мудрые притчи. За день школьники и детсадовцы получают около часа занятий йоги.

Наталья Хайрулина

Фото из личного архива героя публикации