Рождение ребёнка – это всегда радость для родителей. Ещё большое счастье, если он здоров. Но в современном мире всё больше рождается детей с различными отклонениями и отставанием в развитии. «Родной город» собрал экспертов и провёл «круглый стол», чтобы понять, когда родителям стоит бить тревогу и можно ли «подтянуть» малыша в развитии.
Беременность
В большинстве случаев сбои в развитии ребёнка происходят ещё во время внутриутробного развития. Мозг малыша может пострадать в результате факторов, неблагоприятно на него воздействующих, например, если будущая мама курит или употребляет алкоголь, проводит много времени за компьютером. На возможную задержку в развитии может повлиять и само течение беременности. Если женщина переболела краснухой или другими инфекционными заболеваниями, то велика вероятность патологий у ребенка. Сыграть роль может и родовая травма.
– Определить, есть ли у ребёнка наследственное заболевание, которое повлияет на развитие, можно в 10-дневный срок после его появления на свет, – отмечает Галина Листопад, врач-генетик. – Берётся несколько капель крови на пять наследственных заболеваний (гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром, галактоземия, фенилкетонурия). Так, каждый год в Волгоградской области ожидается примерно 5-6 человек-фенилкетонуриков . Узнать о возможных патологиях у малыша можно и во время беременности – для этого надо сделать скрининг. Анализ поможет выявить такие болезни, как синдром Дауна, синдром Эдвардса, дефекты нервной трубки (анэнцефалия), синдром Корнелии де Ланге, синдром Смита Лемли Опитца, триплоидия, синдром Патау и другие.
Что малыш должен уметь в год
Увидеть отклонения в развитии в первый год жизни ребёнка практически невозможно, симптомы можно заметить только к одному-трём годам, когда малыш начинает говорить.
– В месяц малыш должен фиксировать взгляд, к трём – держать и поворачивать голову, реагировать на звук и свет, в шесть-семь – сидеть и так далее, но у всех всё индивидуально, – поясняет Ольга Киценко, завотделением детской поликлиники № 15 г. Волгограда. – Определить, есть ли отклонения в возрасте до года, мама редко может сама. Если педиатр подозревает, что ребёнок развивается как-то не так, он направляет его к специалистам, которые скажут точно, стоит ли волноваться.
А вот в годовалом возрасте уже можно заметить симптомы, которые могут говорить о возможном отставании в развитии.
– В 12 месяцев ребёнок должен говорить 10-12 слов, понимать просьбы родителей, стоять без опоры, показывать пальчиками на предметы, искать спрятанные вещи, – говорит Ирина Кабанова, врач-невролог. – Если он этого не умеет и плюс ко всему замкнут и не реагирует на обращения мамы и папы, стоит задуматься.
В случае, если мама заметила эти симптомы, ей стоит обратиться к неврологу, который осмотрит малыша и скажет, стоит ли волноваться.
Развитие в 3 года
Самое важное в возрасте от двух до трёх лет – речь. Однако сейчас отставание в речевом развитии – одна из самых главных проблем.
– В настоящее время 3-летние дети не разговаривают, но зато отлично обращаются с техникой – планшетами, телефонами, при этом взрослые мало с ними говорят, – комментирует Наталья Мещерякова, заместитель директора по коррекционной работе ГКСКОУ “Волгоградская СКОШИ № 6”, логопед. – Малыш в три года должен хорошо разговаривать, и не просто «мама», «папа», а говорить словосочетаниями и целыми связными предложениями.
В 2-3 года дети готовятся к поступлению в детский сад и проходят обследования.
Специалисты бьют тревогу – родители совсем не занимаются своими чадами, не читают им книги, не разговаривают с ними, именно поэтому сейчас очень много детей с задержкой в речевом развитии.
– В прошлом учебном году спецгруппы в детсадах посещали 1710 детей, из них 1023 ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, – приводит печальную статистику Нина Белоусова, председатель городского отделения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Волгограда.
То, чего не заметили родители, заметят воспитатели в детском саду. В три года признаком отклонения в развитии может быть не только плохая речь.
– Если малыш плохо ходит, не может нарисовать круг, отводит глаза, не может долго усидеть на месте, не концентрируется на разговоре со взрослыми, плохо управляется с мелкими предметами – всё это в совокупности может говорить об определённых отклонениях в умственном развитии, – подчёркивает Ирина Кабанова. – А вот гиперактивность нельзя считать симптомом задержки в развитии.
Кстати, это большое заблуждение, что гиперактивный ребёнок не здоров. Эксперты уверяют, что в большинстве случаев это просто недостатки воспитания.
Школьная пора
Основанием для обследования ученика на задержку в развитии может стать неусваиваемость школьной программы. Это не касается первоклассников, так как по закону их нельзя оставлять на второй год. А вот во втором классе и старше поводом для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию могут стать две и более двойки.
– Обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию могут как родители ребёнка, так и представитель образовательного учреждения, – уточняет Нина Белоусова. – В 2013 году к нам обратился для обследования 1981 ребёнок, из них 1308 дошкольников.
Здесь и возникает проблема. Родители, чьих детей после обследования направляют в интернат, не желают мириться с тем, что их ребёнок не такой как все.
– Мамы очень боятся, что это «клеймо» на всю жизнь, нам приходится их уговаривать, – рассказывает Светлана Данильченко, педагог-психолог. – Ребёнок в интернате не получает отрицательный социальный опыт. Там также как и в садике до 15 человек в классе, детям уделяется много внимания. К тому же многое зависит и от воспитания.
Когда идти к специалистам
Психологи рекомендуют приводить к ним детей в возрасте 2-3 лет, даже если родители не видят каких-либо недостатков.
– В этом возрасте уже заметно, на каком уровне развития они находятся и насколько они социально адаптированы, – отмечает Алёна Беломытцева, психолог. – И как правило, видно, как сами родители относятся к ребёнку, ведь от этого тоже зависит умственное и физическое развитие маленького человека.
Чем более внимательными будут мама и папа, тем более велика вероятность, что они заметят отклонения на раннем сроке и смогут помочь своему малышу адаптироваться.
– С детьми надо заниматься, а не передавать это дело в руки компьютеров и телевизоров, и обязательно следует отдавать малыша в детский сад, – рекомендует психолог. – Именно в дошкольном учреждении он получает максимум возможностей для развития. Важно также доверять врачам и педагогам. Если они говорят, что малыш отстаёт в развитии, надо выполнять все рекомендации, а не впадать в истерики, и тогда жизнь ребёнка будет полноценной и счастливой.
Волгоградка Наталья Князева, чей 9-летний сын Влад посещает ГКСКОУ “Волгоградская СКОШИ № 6”, поддерживает мнение специалистов:
– Конечно, родители должны следить за развитием малыша и заниматься с ним, но если он отстаёт в развитии, не стоит бояться интернатов, – делится с “Родным городом” Наталья. – Если водить ребёнка с отклонениями в обычные детсад и школу, у него может сломаться психика. Мой сын не разговаривал до шести лет. Сначала я отдала его в обычный детсад, но воспитатели порекомендовали коррекционный сад № 178, куда ходят детки с такими же проблемами, как у нас. Там с ним занимались логопеды и дефектологи, и в шесть лет мой сын начал говорить. Сейчас Влад окончил второй класс речевого интерната, его состояние улучшается. В школе у него есть друзья, он никогда не смеётся над детьми с отклонениями. Я благодарна педагогам, что они не только учат моего ребёнка школьной программе, но и занимаются его речью.
На заметку
Ребёнку 1 год:
– не пользуется жестами;
– не ползает или волочит при этом ноги;
– не указывает пальцами на предметы;
– не ищет спрятанные игрушки;
– не стоит без опоры.
Малышу 2 года:
– не может выполнить простых просьб;
– не копирует взрослых, их поведение жесты, слова;
– знает меньше 15 слов;
– не говорит словосочетаниями;
– замкнут и не реагирует на обращения взрослых.
Ребёнку 3 года:
– плохо ходит, часто падает;
– не говорит фразами и предложениями или не разговаривает совсем;
– отводит взгляд, не смотрит в глаза;
– не может нарисовать круг;
– не вовлекается в игру;
– плохо управляется с мелкими предметами;
– плохо реагирует на просьбы взрослых.