Кредит с доверием

Актуально

Лучшая страховка от проблем с займами – внимательность.

Волгоградец Павел Романов затеял ремонт в квартире. Денег не хватало, и он решился взять кредит. Желая как можно скорее получить недостающую сумму, Павел за два дня оформил заем в ближайшем к дому банке. Договор оформлялся в спешке, и только через пару месяцев мужчина обнаружил: после заключения основного договора ему автоматически активировали услугу доставки ежемесячных выписок по счету, СМС-рассылку и интернет-банкинг, а оплату за них включили в сумму кредита. Как не прогадать при оформлении кредита, корреспонденту «Родного города» рассказали эксперты.

Быстро = дорого

В Ассоциации коммерческих банков Волгоградской области нам рассказали, что больше половины жалоб волгоградских потребителей финансовых услуг связаны с кредитованием. И если по вопросам, связанным с ипотекой, жители региона обращаются в основном за консультацией, то споры по займам на покупку товаров и оплату услуг чуть ли не в 50 случаях из 100 доходят до суда.

Чтобы свести проблемы к минимуму и постараться избежать некачественных финансовых услуг, эксперты советуют никогда не оформлять кредит в спешке и помнить: «быстрые деньги – дорогие деньги». Лучше заранее ознакомиться с условиями выдачи займов разных финансовых организаций, сравнить предложения, а также отзывы на сайтах.

– Перед тем как подписать договор, его надо внимательно прочитать. Наряду с обязательными пунктами каждый банк может вносить и свои условия при определенных видах кредитования, – замечает исполнительный директор Ассоциации коммерческих банков Волгоградской области Людмила Архинева. – Самое пристальное внимание надо обращать на условия кредитования, процентную ставку, начисление пени при возникновении задолженности, условия досрочного возврата кредита, а также как погашать займ в случае отзыва у банка лицензии.

Если у потребителя возникают проблемы, нужно в первую очередь обращаться в организацию, где он брал кредит, советует эксперт. И делать это не устно, а письменно: имея на руках письма, всегда легче и эффективнее защитить свои права. Следующий этап в отстаивании законных интересов – обращение в службу Центробанка по защите прав потребителей финансовых услуг, а также региональное управление Роспотребнадзора.

Услуги «в нагрузку»

Чаще всего потребители жалуются на навязывание им дополнительных услуг при кредитовании – так случилось и с уже знакомым нам Павлом Романовым. Мужчина слишком поздно понял, что ненужные ему допуслуги за год выливаются в кругленькую сумму. Павел обратился к своему кредитному менеджеру в банке. Но девушка, которая месяц назад доброжелательно ему улыбалась, на этот раз строго отрезала: «Подписал договор, значит, со всем согласился». Письменное обращение Павла в банк почему-то вовсе осталось без ответа. Но отступать наш знакомый не привык: он отправил запрос в ТУ Роспотребнадзора. Через две недели из надзорного органа пришел ответ с сообщением о якобы технической ошибке при заключении договора, была приложена справка из банка о возврате средств за дополнительные услуги в период их предоставления.

– Мы первым делом изучаем внутренние документы финансовой организации, на основании которых подписывался кредитный договор. И в ряде случаев фиксируем обязательные условия предоставления займов, которые ставят потребителя в определенные рамки, – рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей ТУ Роспотребнадзора Виталий Осадчий. – Чаще всего жалуются на увеличение стоимости потребительского кредита за счет навязанного страхования жизни или страхования от потери работы. Между тем законодательство запрещает обуславливать предоставление одних услуг обязательным приобретением других. Если дело доходит до суда, то, помимо незаконно полученной банком суммы, заемщик вправе потребовать неустойку за пользование чужими средствами и компенсацию морального вреда. Также предусматривается штраф за неразрешение вопроса в добровольном порядке.

Знай свои права

То, что свои интересы надо отстаивать до конца, убедился и житель Волжского Матвей Никитин. Парень оформлял кредит на покупку машины непосредственно в автосалоне. Представители финансовой организации сказали, что при страховании жизни займ дадут почти под 7%, а без этой услуги ставка будет практически в два раза выше. Огромной переплаты за кредит в планах Матвея не было, и он также обратился в Роспотребнадзор с просьбой прояснить, насколько законны предложенные ему условия кредитования. Арбитражный суд признал их «дискриминационными».

Чтобы избежать кредитных ловушек, эксперты советуют серьезно задуматься, а стоит ли вообще оформлять заем? Специалисты рекомендуют не делать этого, если ежемесячный платеж превышает треть дохода. Неразумно также брать новые кредиты для погашения старых долгов.

– Нужно рассчитывать на устойчивый финансовый доход. А еще иметь «подушку безопасности» – не менее 20% от общего семейного «кошелька», – советует доктор экономических наук, профессор ВолГУ Альбина Гукова. – И лучше кредиты брать на дорогостоящую покупку: квартиру, машину. Откажитесь от кредитов, к примеру, на последнюю модель смартфона или поездку в Таиланд. Смартфон может выйти из строя или потеряться. А от отпуска останутся лишь воспоминания да огромный ежемесячный платеж.

Светлана Усанова

Остались вопросы?

На них ответят наши журналисты и эксперты Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Пишите на e-mail: inconsult@vpravda.ru (в теме письма укажите «Финансовая грамотность/название публикации»).

Звоните +7 (8442) 43-60-49.

Необходимые  подробности: http://вашифинансы.рф и http://fingram34.ru.