Эксперты рассказали, что будет с популярными маршрутами, насколько опасны автобусы на газомоторном топливе и возможно ли сменить три вида транспорта, заплатив за поездку на одном.
ИД «Волгоградская правда» совместно с Первым волгоградским каналом провели прямую линию, посвященную преобразованиям в транспортной сфере. На вопросы отвечают заместитель председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Игорь Новиков и зампредседателя городского комитета транспорта, промышленности и связи Игорь Кузюткин.
Пассажиры проголосуют рублем
– Мы очень обеспокоены: вся семья передвигается по городу на маршрутках. Да, небезопасно, но зато быстро. А как теперь? Хватит ли на всех автобусов, если уберут «Газели»?
Кузюткин: Внедрение новой транспортной системы будет проходить постепенно. Часть маршруток, которые отвечают требованиям безопасности и технической оснащенности, в том числе имеют не менее 18 посадочных мест, получат возможность остаться на городских улицах. Это будет здоровая конкуренция с новыми комфортабельными автобусами, а у людей появится возможность выбирать – какому транспорту отдать предпочтение. Иными словами, вытеснение маршруток будет происходить сугубо рыночными способами – за новые виды транспорта люди станут голосовать, что называется, рублем, а мы будем тщательно отслеживать ситуацию и проводить мониторинг пассажиропотока. Таким образом, станет понятно – на каких участках маршрутные такси все же останутся. Подчеркну – комфортабельные и безопасные. «Убитым», ржавым «Газелям», водители которых ежеминутно рискуют жизнью пассажиров, места в городе точно не будет. Поможет этому и ФЗ-220, который вступает в силу с 13 июля 2016 года и будет регламентировать работу перевозчиков. Он предполагает серьезные административные штрафы за нарушение правил.
Завершить модернизацию транспортной сферы планируется в феврале – марте 2017 года.
– Я жительница Кировского района. Слышала, что скоро закроют все маршрутные такси. Выражаю свое недовольство. Маршрутки – удобный вид транспорта.
Кузюткин: Сам термин «маршрутное такси» должен уйти из нашего обихода. Ведь маршрутное такси – это маленькая машина на 10–13 мест в лучшем случае, не приспособленная ни для удобной перевозки, ни для проезда.
– Но автобусы на газомоторном топливе опасны!
Новиков: Автобусы на компримированном газе не только более экологичны, но и более экономичны в эксплуатации. Все системы обеспечения безопасности автобусов на газе полностью отработаны и сертифицированы. Проблем с газовым топливом нигде в России зафиксировано не было.
Схема подстроится под горожан
– Здравствуйте! Беспокоят пассажиры маршрута № 10а. Как нам добираться из Жилгородка до Латошинки? Люди ездят на работу и на дачу.
Кузюткин: По поводу маршрута 10а скажу так: не он один проходит практически через все районы Волгограда, таких маршрутов у нас много – мы исследовали все пассажиропотоки 10а. Маршрут стартует из Жилгородка, основной поток движется в Центральный и Краснооктябрьский районы. Дальше пересадка, и следующий пассажиропоток движется по маршруту Краснооктябрьский – Тракторозаводский районы, затем в сторону поселков ГЭС и Латошинка. До конца маршрута доезжают, как правило, два‑три человека. Я не беру в расчет дачный сезон.
Мы предлагаем взамен, во‑первых, маршрутку № 46с, которая ходит от ТРК «Комсомолл» до Латошинки. Во-вторых, маршрут № 109, который курсирует от ВгТЗ в район Приморья.
Хочу подчеркнуть: документ планирования не статичен, он будет меняться, подстраиваться под нужды людей. Если будет необходимость, мы продлим муниципальный 59‑й маршрут до Жилгородка и улицы Землячки и от улицы Мясникова до Латошинки.
– Мы живем в поселке Верхняя Ельшанка. Для жителей частного сектора маршрутка № 31а очень удобна – это единственная связь с поликлиниками и вузами.
Кузюткин: 31а будет работать без изменений. Районы растут, возможно, там появится и новый транспорт.
Оплата – картой
– А что будет с электричками и трамваями?
Новиков: Мы считаем, что основой КТС должен стать электротранспорт. Надеемся, что в ближайшее время мы увидим новые комфортабельные трамвайные вагоны. Они должны работать на линии от Тракторного до Ельшанки без пересадок.
Что касается электричек, Волгоградская область – единственный регион России, который не уменьшил, а увеличил объем поездок на электричках. Сегодня мы продолжаем эту работу. По городу уже курсируют новый кондиционированный электропоезд и рельсовый автобус.
В ближайшее время рассматриваем введение тактового движения электропоездов по Волгограду, то есть они будут ходить с промежутком 20–30 минут. Возможно, мы уберем ряд станций, чтобы увеличить скорость движения и уменьшить время прибытия.
Рассматриваем и возможность создания нескольких пересадочных узлов, куда люди смогут подъезжать на автобусах и пересаживаться на электричку.
Экономически выгодным для пассажиров будет введение электронной системы оплаты проезда. По такому проездному можно будет проехать из одной точки в другую, меняя несколько видов транспорта. Сейчас мы рассматриваем возможность ухода от транспортных карт. Человеку нужно будет просто иметь банковскую карту в кармане, с помощью которой он сможет оплатить любую поездку.
– Как будет осуществляться работа по единому проездному? Будут ли на линиях работать кондукторы?
Новиков: В течение года будут, но со специальными терминалами. Впоследствии система будет полностью автоматизирована. Прикладываете карточку к терминалу – средства на проезд списываются. А контролеры останутся в любом случае.
– Беспокоят жители Городища, мы – пенсионеры. Имеем льготный проезд, но у нас нет общественного транспорта. Хотим, чтобы вернули муниципальный 138‑й автобус и пустили троллейбус.
Новиков: Эта проблема касается не только 138‑го маршрута, который сегодня работает по так называемым нерегулируемым тарифам, которые устанавливаются перевозчиком. И это еще одна проблема, связанная с частными перевозчиками, – они отказываются предоставлять отдельным категориям граждан льготы.
Перед нами стоит задача субсидировать не перевозчиков, а пассажиров, чтобы они не задумывались, сколько стоит проезд на том или ином виде транспорта. То есть перевозчик получает экономически обоснованный тариф, а гражданин – компенсацию.
4:1 в пользу автобуса
Вместительность
– До 100 человек в автобусах на опорных маршрутах. В автобусах малой вместительности – от 18 мест. –
– В “газелях” всего 10–13 мест.
Экологичность
– Газомоторный транспорт является самым экологически чистым
– С одним автобусом по пассажиропотоку могут конкурировать семь маршруток. Большинство старых машин не соответствуют никаким экологическим стандартам.
Безопасность
– Не зафиксировано ни одного аварийного случая из-за неполадок в газомоторном оборудовании.
– Само количество маршруток запредельно – 92% всего пассажирского транспорта в городе. Водители Газелей зачастую не имеют должной квалификации, отвлекаются на расчеты с пассажирами, провоцируя многочисленные ДТП. Сотрудники ГИБДД регулярно выявляют пьяных водителей. Сама конструкция микроавтобуса гораздо более травмоопасна для пассажиров.
Удобство
– Новые автобусы оснащены кондиционерами, есть поручни для стоячих пассажиров. Современные модели делают низкопольными – для посадки инвалидов, а также перевозки крупногабаритного багажа.
– Места для багажа нет в принципе, в переполненных маршрутках люди стоят в немыслимых позах. Подавляющему числу микроавтобусов на линиях в городе больше 7 лет. За это время нещадно эксплуатируемые машины превращаются в ведра с болтами.
Скорость
– Крупные автобусы менее поворотливы, но они будут курсировать на самых протяженных, линейных маршрутах.
– Пожалуй, единственное преимущество маршруток – маневренность. Поэтому они и останутся на кортких дистанциях внутри районов.
Мария Пудова, Ольга Бондарева. Фото Сергей Григоренко