Известный российский тенор-саксофонист Игорь Бутман в числе других мэтров отечественной эстрады побывал в Волгограде и принял участие в грандиозном музыкально-театрализованном проекте, посвященном 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне.
В интервью «Родному городу» виртуозный джазовый музыкант рассказал, почему важно снимать новые фильмы о войне, какие фронтовые песни его самые любимые и что ему нравится в Волгограде.
– Игорь Михайлович, что значит для вас участие в концерте такого формата, который прошел на Мамаевом кургане?
– Ничуть не покривлю душой, если скажу, что это честь для меня – стать частью случившегося события, потому как такого в моей творческой жизни еще не было. Мамаев курган – памятное место для всего нашего народа, и для меня в частности. Своим выступлением я хочу еще раз сказать спасибо за Победу всем, кто прошел войну, и тем, кто сложил головы на полях сражений.
– Было ли волнение перед выходом на столь необычную для вас сцену?
– Конечно, а по‑другому просто и не могло быть. Все артисты, принимавшие участие в этом концерте, испытывали и волнение, и трепет, и особенную гордость за то, что именно их пригласили выступить для всех российских телезрителей на Мамаевом кургане.
– Вы исполнили две песни – «Эх, дороги» и «Давай закурим». А у вас есть любимая песня?
– Сложно выделить – все песни о войне значимы для меня. В детстве мне нравилось слушать песню про трех танкистов и «Нас оставалось только трое», и, конечно, «Журавли» – очень трогательное и проникновенное произведение. А вот любимая мелодия всех джазменов это «Темная ночь».
– А какой фильм о войне вы готовы пересматривать снова и снова?
– Все советские фильмы о войне заслуживают того, чтобы их смотрели и пересматривали, и каждый из них по праву можно назвать любимым. Мне нравятся «На войне, как на войне», «Освобождение», очень люблю «В бой идут одни старики» и «Аты-баты, шли солдаты…» за песни, которые звучат в них. Но я убежден, что пришло время снимать новые фильмы, с современными технологиями, чтобы в них режиссеры смогли показать исторические факты без грифа секретности.
– А вы раньше уже бывали на Мамаевом кургане?
– Да, и не раз. Я приезжал на Мамаев курган будучи ребенком, потом был здесь в более старшем возрасте и спустя еще какое‑то время. Мне нравится здесь бывать, потому как я чту память наших предков, отстоявших нашу Родину. Вообще, мне нравится Волгоград.
– Чем вас так очаровал наш город-герой на Волге?
– Просто я со своим оркестром очень люблю выступать в вашем городе. Волгоград – один из главных городов, куда мы приезжаем с удовольствием. Я принимал участие и в джазовых фестивалях, которые проходили на волгоградской земле, и играл в вашей филармонии вместе с ансамблем «Аллегро». Всегда включаю Волгоград в свой гастрольный график.
– С чем это связано?
– С волгоградским зрителем, в первую очередь. На наших концертах всегда особая публика, очень тонко чувствующая и разбирающаяся именно в джазе. Это замечаю не только я, но и мои музыканты. Нет ничего лучше зрителя, который с тобой на одной волне, энергетика, которая исходит от такой понимающей и вдохновленной публики, – это награда для каждого артиста.
> Досье «Родного города»
Игорь Бутман, советский и российский саксофонист, заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ.
Родился 27 октября 1961 года в Санкт-Петербурге.
Образование: окончил музыкальную школу и музыкальное училище имени Мусоргского. Именно в училище увлекся саксофоном. Также окончил престижный музыкальный колледж Беркли в Бостоне (США).
Карьера: в конце 80‑х Бутман познакомился с американским саксофонистом Гровером Уошингтоном. Помимо Уошингтона, Игорь выступал на сцене с Пэтом Метини, Эдди Гомезом, Арчи Шеппом, Монти Элекзандером и др. В 1989 году Бутман переехал из Бостона в Нью-Йорк, начал играть со своим ансамблем в местных клубах, а также совершил европейское турне и получил мировое признание.
Марина Дорошева. Фото из личного архива Игоря Бутмана