В среду, 19 июля, инспекторы МЧС по Волгоградской области совместно с журналистами провели рейд, цель которого – узнать соответствует ли уровень безопасности волгоградских лодок необходимому уровню.
Опасность частных перевозок в Волгоградской области подтвердил случай, который произошел совсем недавно, при переправе Николаевск-Камышин, сообщает «Волгоградская Правда». Во время шторма перевернулась лодка на борту которой находились люди, в том числе и дети.. Девяти пассажиром чудом удалось спастись, один человек погиб.
В связи с трагедией, инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Волгоградской области решили провести рейд при участии журналистов, чтобы проверить безопаснось лодок в акватории Волги.
Первое нарушение, выявленное в ходе рейда было связано с парковкой автомобиля рядом с водой. Владелец аквабайка нарушил водоохранную зону реки. К тому же у водителя не было прав на управление маломерным судном. Штраф за эти ошибки мужчине должен предъявить Росприроднадзор.
Еще один водитель, который перевозил людей на мини катере, из документов предъявил только регистрацию судна. При этом все пассажиры катера, в числе которых было трое детей, были без спасательных жилетов. За такое нарушение водитель обязан заплатить 500 рублей.
В список документов обязательных для перевозчика по акватории реки входят: лицензия, права, спецсвязь. Вместе с тем водитель транспортного средства должен иметь удостоверение на право вождения судном и подтверждать его ежегодным квалификационным экзаменом. Если частное судно имеет экипаж, то экзамены сдает каждый член экипажа.
Но учитывая такой большой список документов, получить которые не просто, перевозчикам легче нарушать правила и платить штрафы.
Перевозка пассажиров без лицензии – распространенная практика, утверждают спасатели. Это касается и Волгограда, где в последнее время катеров и аквабайков стало столько, что за каждым инспекторам просто не угнаться, но и области. К примеру, в Камышине транспортная прокуратура выявила нарушения в отношении местного владельца катера ЯК 40. Мужчина переправлял людей через водохранилище. Его транспорт не был зарегистрирован в ГИМС, а водитель не имел лицензии на перевозку людей. Даже, несмотря на запрет использования судна Камышинским судом, нарушитель продолжал работать на катере, пока судно не арестовали.
Кроме того, законы, регулирующие использование плавательных средств в России устарели. Большинство из них принимались еще во времена СССР и просто отредактированы с учетом современных условий. Но все нюансы этой сферы законы не учитывают, а штрафы очень малы – от пятисот до одной тысячи рублей, а наказания нарушителей при водных перевозках имеют сложную систему.
– К сожалению, законодательство в отношении частных речных перевозок детально не прописано, – говорит госинспектор по маломерным судам ГИМС МЧС РФ по Волгоградской области Сергей Петров. – Вот мы не имеем права контролировать частных перевозчиков. Наши инспекторы подходят к ним только в случае явных нарушений, например, перегруз судна или отсутствие названия на борту. Проверять наличие права вождения или лицензии мы можем, но ни штрафовать, ни задерживать не можем! Этим занимается Ространснадзор, а мы можем только порекомендовать им обратить внимание на то или иное судно.
Еще одним ярким примером, доказывающим беспорядочность на рынке речных перевозок – это ситуация с островом Сарпинский. На острове постоянно проживает около 800 человек. А летом за счет дачников население увеличивается до нескольких тысяч. С Волгоградом остров связывает только вода. На протяжении многих лет жителей и дачников переправляет единственное частное предприятие – ООО «Пассажирский речной порт». Даже бюджетная дотация не смогла спасти ситуацию. Транспорт стал ходить всего несколько раз в день, что недостаточно для жителей острова.
– У нас здесь работы нет, – говорит жительница острова Елена Козлова. – А в городе устроиться не можем, так как привязаны к расписанию параходиков. Последний идет в шесть и неизвестно, будет ли рейс. Зимой вообще транспорт не ходил.
К нестабильным перевозкам на Сарпинском добавляется обустройство причала и паромной переправы на уровне 30-х годов. Вместо пирса – пассажиры пользуются понтонным мостом в летний период, а в зимний с парохода спускается почти вертикальная лестница, по обледенелым ступенькам которой карабкаются старики и мамы с маленькими детьми.
Но условия для бизнеса на острове есть. Огромные территории, на которых пасут лошадей и скот, пригодны для развития фермерства. Но купить молоко или мясо можно только по случаю. В город только изредка возят продукцию, о ее переработке на острове даже речи нет.
– Я был предпринимателем, – говорит житель острова Василий Иванов. – В город на пароме отвозил мясо, а на остров – мороженное. Холодильника у меня нет. А стоять порой приходилось километровую очередь. Иногда вообще на паром не попадаешь. Мороженное тает, мясо гниет. Словом, убытки. Зачем мне такой бизнес?
Председатели СНТ на острове Сарпинском тоже обеспокоены. Они счиатют что при таких условиях, остров может превратиться в территорию заброшенных дач. Дачники отмечают, что в последний месяц комфортные теплоходы «Москва» куда-то пропали. Перевозки осуществляет, в основном, еле живой старенький «ОМ». Специалисты говорят, что такие судна выходят на линию уже более пятидесяти лет.
Учитывая все проблемы в сфере водных перевозок власти города решили включить «Метроэлектротранс» в состав учредителей ООО «Пассажирский порт Волгограда» и передать муниципальному предприятию десять судов.
– Переход переправы на остров Сарпинский к «Метроэлектротрансу» позволит ужесточить контроль за пассажирскими перевозками и скорректировать расписание так, чтобы удобно было именно пассажирам, – сообщил консультант комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда Алексей Кузьмин. – Кроме того, на речные перевозки будет действовать транспортная карта «Метроэлектротранса». Пакеты будут такие же, как уже введены на трамваях, троллейбусах, автобусах. И цена та же.
Планируется, что при участии муниципального предприятия, которое обеспечивает перевозки всего общественного транспорта города Волгограда на суше, будет наведен порядок и в сфере водного транспорта. Это повысит комфорт и безопасность пассажиров, а также приведет к стабильности перевозок.
Светлана Балденкова
Фото и видео: ИД “Волгоградская Правда”