Итоги исполнения бюджета Волгоградской области в 2014 году и задачи, которые предстоит решить региону в перспективе, представил на расширенной коллегии Министерства финансов Российской Федерации заместитель губернатора региона Александр Дорждеев.
Заседание провёл премьер-министр России Дмитрий Медведев – он обозначил пять приоритетов бюджетной политики для федерального ведомства и регионов. Обеспечение устойчивости бюджетной системы и сохранение достаточного уровня бюджетных резервов; повышение эффективности бюджетных расходов; умная налоговая политика; дальнейшее укрепление финансовой системы и грамотные межбюджетные отношения – основные аспекты бюджетной политики страны. Особый акцент Дмитрий Медведев сделал на умеренной долговой политике.
– Остро стоит проблема рефинансирования коммерческих заимствований регионов. Нужно определить, кому Минфин сможет оказать быструю поддержку. Одновременно необходимо усилить ответственность региональных властей в случае нарушения обязательств по предоставлению бюджетных кредитов, – подчеркнул глава Правительства РФ.
Аналогичные задачи поставлены губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым перед финансовым блоком администрации региона.
Как сообщил Александр Дорждеев, в 2014 году основной задачей стало обеспечение сбалансированности бюджетной системы региона. За этот период был предпринят ряд мер, направленных на увеличение поступлений доходов, оптимизацию расходов и совершенствование долговой политики.
– С самого начала губернатором Андреем Бочаровым была поставлена задача по наведению порядка в финансовой сфере, – отметил главный финансист Волгоградской области. – В результате проведённой в 2014 году работы во все уровни бюджетов и в государственные внебюджетные фонды региона дополнительно поступило 9,7 млрд, в том числе 6,3 млрд рублей – в консолидированный бюджет.
Положительные изменения основных бюджетных показателей региона уже зафиксированы: Волгоградская область заняла седьмое место по темпам роста среднедушевых доходов (по итогам 2013 года – 67 место), 12 место по темпам роста доходов (2013 год – 71 место), 17 место по темпам роста налоговых и неналоговых доходов (2013 год – 54 место).
Произошло качественное изменение структуры государственного долга: доля более «дешёвых» бюджетных кредитов увеличена на 15,2%, доля более «дорогих» коммерческих кредитов снижена на 10,2%.
Получение в 2014 году двух траншей бюджетных кредитов из федерального бюджета и не привлечение коммерческих кредитов под 23% годовых позволило бюджету региона сэкономить на расходах на обслуживании долговых обязательств только за один год 1,7 млрд рублей. Эта работа продолжается: Волгоградская область первой в 2015 году получила бюджетный кредит от федерации – 3,5 млрд рублей под символичную ставку 0,1% годовых были направлены на досрочное погашение шести кредитов, взятых в коммерческих банках.
– Приоритетами финансовой политики администрации Волгоградской области являются формирование эффективной долговой политики региона, а также разработка системы финансового менеджмента облигационного долга региона, – отметил Александр Дорждеев.
Главный финансист Волгоградской области также внёс в Правительство РФ пакет предложений по совершенствованию системы предоставления бюджетных кредитов, построению более сложных форм заимствования, использованию опыта финансового менеджмента корпоративных долговых обязательств для применения в бюджетной сфере, повышению эффективности механизмов налоговой политики по отношению к госкорпорациям и крупным налогоплательщикам.