«Анна Каренина» заставила петь под фонограмму и играть на бутафорской гармошке

Солдат проникновенно поет про цыганку, истекающую кровью, и играет на гармошке у входа в госпиталь. Такую эпизодическую роль сыграл наш земляк, потомственный казак-песельник Юрий Щербаков в уже нашумевшем фильме Карена Шахназарова «Анна Каренина».

Кино, как говорит волгоградец, штука занятная, но снимается он только ради того, чтобы показать хоть толику казачьей культуры.

«Анна Каренина» с примесью японской войны

Нерадивый школьник о романе Льва Толстого «Анна Каренина» знает одно: «Это та, что бросилась под поезд». А потому, посмотрев картину Карена Шахназарова, решил бы, что это «из другой оперы». В новой, 30-й по счету, экранизации знаменитого произведения финальной душераздирающей сцены нет.

Кстати, множество кинематографических «Анн» объясняется просто: почти каждый фильм являет собой синтез нескольких литературных произведений. У Шахназарова это «Анна Каренина» Толстого и «Рассказы о японской войне» и «На японской войне» Викентия Вересаева. Действие происходит в Маньчжурии в 1904–1905 годах. Историю Анны, по замыслу режиссера, взрослому сыну героини рассказывает полковник Алексей Вронский.

И еще одна «необычность» этой киноверсии – сначала сериал российский зритель увидел в своих телевизорах, и только летом выйдет в прокат полнометражная версия «Анны Карениной».

– Юрий, вы смотрели фильм на ТВ? Много отрицательных отзывов, что скажете на этот счет?

– Смотрел. Скажу, что у каждого свое видение, своя глубина понимания. Лично мне замысел режиссера нравится.

– Как вы попали в картину?

– Сначала из Москвы позвонили ассистенты Карена Шахназарова: «Согласны приехать на “Мосфильм»? Предложили записать трек – романс «Разбудил меня стон». Эту песню еще называют «Цыганка». И убийство, и смерть, и измена. Гремучая смесь – во время русско-японской войны точно звучала. Приехал. Туды-сюды, ну «здрастьте!» – «здрастьте!», пропуск выписали. Немного волнительно было, конечно. Когда Шахназаров увидел меня воочию, то предложил: «Юра, снимись ты сам в эпизоде» Если честно, то я ему так и ответил: «И сняться интересно, и песню нашу казачью лишний раз показать хочется». Согласился.

– Откуда в вашем репертуаре эта песня?

– Песня не новая, я ее часто исполнял на концертах. Она одна из первых, записанных на моем первом диске. Нашли мы ее в фольклорной экспедиции в Новоаннинском районе. Бабушки там самородки, много нам разного напели. А раз мне за песню пришлось огород вскопать. Старая казачка сердито хлопнула перед носом дверью: «Не до песен, еще огород не вскопала!» Что оставалось делать?! Взял лопату в руки – и вперед. Бабушка сразу подобрела, на пару с сестрой припомнила несколько старых казачьих песен.

– Вы снимались у таких мэтров, как Никита Михалков, Карен Шахназаров. Какое они оставили впечатление? На съемочной площадке это принципиально разные люди?

– Шахназаров очень душевный человек, воплощение спокойствия и уравновешенности. Никакого снобизма, умный, дальновидный. Только положительное впечатление и от Михалкова, он по натуре более импульсивный. Какие они в телевизоре, точно такие же и в жизни. Я особо не обращал внимания на подход мэтров к делу, видел только, что по съемочной площадке Карен Георгиевич бесконечно ходил, примерялся, скрупулезно выбирал, где какой кадр отснять. Точно так же ходил и Никита Сергеевич.

На бутафорской гармошке под фонограмму

– Как долго снимали ваш эпизод?

– Съемки были в Крыму один день. Думаю, все отсняли бы еще быстрее, но тут, как нарочно, забарахлила камера. Бороду приклеили, сижу жду. На дворе ноябрь, прохладно. Замерз до чертиков, спасибо грим, а то бы синим в кадре получился. Но вот наконец стали снимать дальше. Самым экстремальным было то, что петь мне надо было под фонограмму, под которую я в жизни никогда не пою (вживую нельзя было из-за сильного шума ветра.) Оказалось, что задача попасть в самого себя не из легких. Плюс гармошка была не моя, а бутафорская.

– Сниматься интересно?

– Интересно, но тяжело. Требуется отснять несколько дублей, все должны быть «один к одному»: нужно запомнить, как именно ты снимал кепку, точно таким движением снимать ее каждый раз. На одном из дублей у меня упала шинель, пришлось потом ее чуть-чуть поправлять на каждом дубле.

– Здесь вы сыграли солдата с гармошкой, в «Солнечном ударе» казака с гармошкой. Без гармошки никуда. С какого времени инструмент стал вашим спутником и другом?

– Любовь к песне у меня от прадеда и деда. Вся семья собиралась на праздники и пела. Дед по отцовской линии мне, первокласснику, на День Победы купил баян, в другой раз – велосипед. Говорит, мой праздник, что хочу, то и дарю внуку. Когда деда не стало, его гармошку отдала мне бабушка. Дескать, чего она без дела стоять будет, бери играй! Обидно, ее у меня однажды украли в гримерке. Совсем недавно принесли две старые гармошки, буду их восстанавливать.

– Почему вы больше любите «старушек»?

– Да они игручие! Сейчас, если современную гармонь заказывать, разоришься, очень дорогое удовольствие, а главное, они немного поиграют – и все летит!

– С какими актерами познакомились на съемочной площадке?

– Так получалось, с кем снимался, с тем и дружил. С Алексеем Вертковым, сыгравшем главную роль в военной драме Шахназарова «Белый тигр», мы вместе снимались в «Цитадели» и «Батюшке». Когда я приехал на съемки «Анны Карениной», он там играл солдата, которого ранили в голову. Сижу на съемочной площадке, вдруг звонок: «Юрка, ты здесь? Вечером отснимешься, сразу приезжай в гостиницу. Свидимся в кабаке. Ты черноморскую барабульку когда-нибудь пробовал?» – «Никогда» – «Ну вот, с удовольствием откушаешь этой рыбки!» В общем, удались и встреча, и барабулька. Дружу с актерами Федором Добронравовым, Александром Жигалкиным, российским актером и режиссером, известным по телепроекту «6 кадров», сериалу «Папины дочки». Было очень приятно, когда сразу, как только пошли титры (песня «Разбудил меня стон» звучит в титрах седьмой серии) «Анны Карениной», позвонил режиссер Василий Мищенко, у которого я снимался в «Батюшке», и сказал: «Юра, все нормально!»

– Юрий, вы сыграли уже семь ролей. Кино не затягивает? Может быть, где-то в глубине души уже есть мечта покуситься на Гамлета?

– Ну да, и Буратино еще! (Хохочет.) Кино очень интересное занятие, но делать его профессией я не собираюсь. Не смогу без песен. Пусть остается моим хобби.

Надо сказать, что многие казачьи песни Юрий Щербаков спел впервые. Благодаря ему зазвучали забытые романсы, среди ценителей которых и Пелагея, и Елена Ваенга. Надежда Бабкина пригласила казака-песельника выступить в своем театре в мае этого года. Но от успеха голова истинного казака, как полагается, не закружилась, и он по-прежнему лучшим отдыхом считает рыбалку на Дону, по-прежнему переживает за исчезающую культуру казачества. Самым дорогим признанием считает слова бабушек станицы: «Ты знаешь, когда поешь, так на моего деда похож!» А вот голос свой Юрий не бережет – курит, за что ему постоянно влетает от жены Натальи. В общем, живет себе этот человек в городе, но его неумолимо тянут удаль степи, родная природа. Батюшка Дон, глубокий, как протяжные казачьи романсы. А как иначе петь без нее, без этой тяги?

>Наша справка

Первая версия длилась 15 минут

Напомним, сам роман был издан в 1978 году, а первая экранизация, немая и черно-белая, увидела свет в 1911 году. Фильм шел всего 15 минут. Первой кинематографической Анной стала Мария Соротчина. Эту роль в дальнейшем примеряли Грета Гарбо, Вивьен Ли, Татьяна Самойлова, Анна Плисейкая, Кира Найтли и другие актрисы.

Наталья Хайрулина.