Александр Збруев: «Меня привлекают женщины с прошлым»
Александр Збруев вернулся на киноэкраны в 2014 году после многолетнего перерыва, а затем вновь исчез. Почему? Об этом актер рассказывает в интервью “Родному городу”. А также рассуждает о поисках счастья, призваниях, женщинах и непостоянстве желаний.
«Суета…»
В этом году Александру Збруеву исполнилось 78 лет. Он по-прежнему востребован и любим зрителями.
– Предложений для съемок в кино получаю много, но выбираю тщательно, – рассказывает «Родному городу» Александр Збруев. – В кинематограф сейчас, признаюсь, не рвусь. Есть фильмы на все времена, а есть на две недели. Последние меня не интересуют, а их, к сожалению, сейчас большинство. Это касается и съемок в шоу – участвую, только если это важно для близких людей. Это напускное признание – суета, пена – не настоящий напиток.
Александр Викторович сыграл 60 ролей в кино и более 20 ролей в театре.
– В юности, кстати, я не мечтал о творческой профессии. Более того – намеревался бросить школу до десятого класса. Если бы не мама и старший брат, вряд ли бы закончил. Мои тогдашние товарищи уже работали: шоферами, столярами, устраивались на заводы. Мне тоже хотелось ощутить этот вкус настоящей жизни. Но родные настояли, чтобы я окончил школу, и я благодарен им за это.
А потом по совету подруги матери Збруева, вдовы Евгения Вахтангова, наш собеседник поступил в театральное училище имени Щукина. После окончания его приняли в труппу театра имени Ленинского комсомола, где он с успехом играет и по сей день. В 1962 году, через год после окончания училища, состоялся кинодебют актера в фильме “Мой младший брат”.
– Это одна из тех картин, которые я до сих пор вспоминаю с особой теплотой. Удачно тогда сложился творческий коллектив: Людмила Марченко, Андрей Миронов, Олег Даль… Часто вспоминаю и съемки фильма «Батальоны просят огня». Военная картина, которую сняли люди, сами познавшие ужасы войны. Было сложно и в моральном, и в физическом плане. Режиссер Владимир Чеботарев создал условия максимально приближенные к полевым: болота, взрывы. Складывалось ощущение, что даже в перерывах между дублями находимся в гуще военных событий.
Два мира
Збруев стал одним из любимых актеров советских женщин. Когда на экраны вышла кинолента “Одинокая женщина желает познакомиться”, он еще больше укрепился в этом статусе.
– Принц на белом коне, которого ждет большинство женщин, не всегда соответствует их ожиданиям. Так и главная героиня ленты, развешивая объявления о знакомстве, получает отклик одного человека. Вместо принца – неудачник, алкоголик. Могла бы такая любовь сложиться в наше время? Ценности другие. Такого, как Валентин (главный герой картины “Одинокая женщина желает познакомиться”), в Инстаграм не выложишь, не похвастаешься. А в наш век глобализации каждый хочет продемонстрировать свою успешность и достаток. Но все это “жизненная мельтяшня”, главное – вовремя осознать это. А выбор за человеком. Ищет он любовь или хочет самоутвердиться за счет кого-то…
49 лет Александр Викторович женат на актрисе Людмиле Савельевой (прославилась ролью Наташи Ростовой в экранизации романа “Война и мир”).
– Чем больше общаюсь с женой, дочерьми, знакомыми, тем больше понимаю – женщины и мужчины с разных планет. Мы говорим, что друг друга понимаем, а на самом деле иногда находим те самые удобные компромиссы в жизни, когда нам становится вместе неплохо, а может, даже хорошо, а если повезет, то кто-то даже счастлив. Не нужно пытаться понять, почему, надо только благодарить. Лично меня всегда привлекали женщины обаятельные внешне и внутренне, женщины, за улыбкой которых что-то скрывается. Про таких говорят “женщина с прошлым”. И еще очень ценю искренность. Этот образ в себе воплотила моя жена. А вот дружить с представительницами прекрасного пола не могу, не верю в дружбу двух миров. Среди мужчин-то друзей мало.
«Жизнь – театр»
За 55 лет работы в театре у Александра Викторовича сложились добрые отношения с коллегами.
– Актерская профессия – зависимая от ролей, режиссера, дирекции, партнеров, зрителей. Если показывать характер, то быстро спишут со счетов. Театральная жизнь научила меня сохранять нейтралитет, не разжигать ссору. Конфликт – отстаивание собственного “я”, но чтобы сохранить лицо и отношения с человеком, театром, зрителем – необходимо найти совместное “я”, пусть это и компромиссный вариант.
Збруев признается, что со временем перестал разделять жизнь творческую и повседневную.
– Вспоминаю порой студенческие годы. Хотелось, чтобы обо мне узнали, приняли, оценили, чтобы зрители любили. А сейчас, когда все это пришло, иногда хочется надеть темные очки, чтобы стать частью толпы. Все чаще хочу быть в одиночестве, чтобы никто не мешал… Время сейчас трудное, больше раздражающих факторов, нежели радующих. Важно оставаться самодостаточным – когда человеку с самим собой скучно, он начинает мельтешить, дергаться. Это нехорошо, отталкивает. Но и без зрителя не могу, когда случаются длительные перерывы в выступлениях или не получаю отдачи от публики, начинаю киснуть, копаться в себе… Вообще со временем театр для меня перестал ограничиваться стенами Ленкома. Выхожу из дома – начинается показ. Прохожие, улицы, метро, мимолетные слова – это и есть театр. Вижу человека – включаю фантазию, придумываю его жизнь.
> Досье «Родного города»
Александр Збруев, актер театра, кино и телевидения, народный артист РСФСР.
Родился: 31 марта 1938 года в Москве.
Образование: окончил театральное училище имени Щукина в 1961 году.
Карьера: в 1966 году удачной для актера стала главная роль следователя Алешина в детективе «Два билета на дневной сеанс». Затем успех упрочили роли Григория Ганжи в телефильме Алексея Коренева «Большая перемена» и хоккеиста Волгина в «Романсе о влюбленных» Андрона Михалкова-Кончаловского.
Хобби: рисование.
Жизненное кредо: всегда оставаться собой.
Артем Карасев. Фото из открытых источников Интернета