В Волгограде прошел показ спектакля «Мастер и Маргарита». Зрители увидели героев знаменитого романа Михаила Булгакова – Воланда, очаровательную Маргариту, Иешуа, черного кота Бегемота и, конечно, самого Мастера – в постановке известного московского режиссера Сергея Алдонина.
В интервью «Родному городу» он рассказал о любимых отрывках из романа, мистических событиях в его жизни, а также поделился творческими планами на будущее.
– Вы ведь приехали в наш город не с премьерной постановкой – спектакль «Мастер и Маргарита» идет уже давно?
– Да, нашему спектаклю в этом году исполнилось 20 лет. В связи с этим юбилеем у нас сейчас большой гастрольный тур. Мы практически по полмесяца, иногда и больше, гастролируем со спектаклями. Даже иногда не успеваем играть в самой Москве. C этой постановкой уже успели побывать в Прибалтике, Финляндии, Турции, после Волгограда отправимся в Германию.
– Может быть, Воланд наложил отпечаток на вашу личность?
– Скорее всего, я своей личностью наложил отпечаток на Воланда. Другое дело – Михаил Афанасьевич Булгаков, оставивший неизгладимый след в моей душе, заставивший увидеть Москву и москвичей 30‑х годов, «чертовски привлекательную свиту его глазами».
– Сколько раз читали роман, прежде чем приступить к роли? Смотрели ли постановки других режиссеров?
– Первоначально я его читал один раз, однако в процессе написания сценария, безусловно, приходилось перечитывать по сто раз некоторые главы. Я на тот период практически никаких посторонних постановок не видел, работа делалась с чистого листа. Не скрою, что позже я все же посмотрел другие режиссерские версии. В самом романе мне все нравится, даже не могу выделить отдельные отрывки. Мало таких авторов, которые не стареют с течением времени, а наоборот, становятся современнее.
– Какие сцены в эмоциональном плане давались особенно сложно?
– Отношения Мастера и Маргариты, потому что они меньше всего прописаны в романе. Чтобы вживаться в роль, актерам приходилось прибегать ко многим приемам игры.
– А вы сами верите в мистику? Происходило ли что‑нибудь необычное в вашей жизни и особенно во время работы над «Мастером и Маргаритой»?
– В мистику я, безусловно, верю. Мало того, я с ней сталкиваюсь постоянно. Собственно, этот спектакль практически никому раньше не удавался. Конечно, это феномен, что у нас он идет на протяжении двадцати лет. Булгаков нас, видимо, поддерживает.
– Как вы считаете, произведение Булгакова до сих пор злободневно, эта книга по-прежнему способна волновать и заставлять задумываться?
– Знаете, сейчас наступает то время, о котором писал Михаил Булгаков. Чертовщины становится больше и на общественном уровне, и на индивидуальном.
– А как появилась идея создания театра имени Булгакова?
– Вынашивалась давно. Раньше о таком месте можно было только мечтать. И вот нашелся в свое время инвестор, который вдохнул эту идею в реальность. Этот человек Николай Голубев. Он же и содержит «Булгаковский дом» в Москве – театр, который создавался для нас.
– Ваши ближайшие планы?
– В ближайшем будущем будет премьера – «Прокофьев». Постановка приурочена к юбилею его смерти, смерти Сталина и ко дню рождения Сталина. Я буду играть Прокофьева. Также будут заняты Лиза Арзамасова, Екатерина Волкова, они сыграют моих жен. Это уже скоро. А дальше много разных планов.
> Досье «Родного города»
Сергей Алдонин, актер, режиссер.
Родился: 26 октября 1968 года в Москве.
Образование: в 1992 году окончил актерский факультет театрального училища им. Б. Щукина, а в 2000 году режиссерский факультет РАТИ (бывший ГИТИС).
Карьера: работал в Магнитогорском театре драмы, Челябинском театре драмы им. Цвиллинга. В 1999 году назначен президентом творческого объединения молодых актеров и режиссеров Alldone 007. С 2006‑го по 2010 год – режиссер развлекательной программы «Слава Богу, ты пришел!», которая с успехом шла на канале СТС.
Андрей Аверин. Фото автора и из личного архива Сергея Алдонина