Креативный продюсер Stand Up и наставник комиков в шоу «Открытый микрофон» Руслан Белый рассказал развитии жанра стендап в России, новом шоу ТНТ «Открытый микрофон» и о том, почему человека невозможно научить шутить?
— Как в данный момент, на ваш взгляд, развивается жанр стендап в России? В чем видите реальный прогресс, а в чем — проблемы, которые предстоит решить?
— Жанр развивается нормально. В целом очень популярен, но это только начало. Думаю, в следующие 5-10 лет стендапа будет гораздо больше и на многих телеканалах этот жанр будет представлен в том или ином виде. Прогресс в том, что комики действительно востребованы и своими выступлениями могут зарабатывать себе на жизнь. Проблема состоит в том, что зритель пока не готов к такому откровенному жанру. И очень многие жизненные ситуации или шутки воспринимает как пошлость, хотя мы ничего не придумываем и если о чем-то и размышляем, то это обязательно происходит в обычной жизни с людьми. Но, к сожалению, пока зритель такие темы как секс, строение тела, человеческие соблазны, смерть, депрессия, воспринимает как что-то пошлое, вульгарное и запретное. Но, я думаю, он скоро подтянется.
— Самый дикий случай, который происходил с вами на гастролях или на отдыхе?
— Ничего дикого со мной не происходило. Я пытаюсь выстраивать свою команду как больших профессионалом и очень хорошо и четко делают свою работу.
— Один очень известный, изможденный режимом постоянного креатива и обыгрыша банальной действительности ведущий, теперь не может дать ни одно интервью на полном серьезе, отключив режим балагура. Вас такая профессиональная деформация и перспектива не пугает?
— Нет. Комик, если он хороший комик, не ставит перед собой задачу просто рассмешить людей любым доступным способом. Хороший комик гораздо глубже и умнее чем банальный шут. В этом плане я бы сравнил нас с клоунами. А все хорошие клоуны были очень серьезными и умными людьми.
—Где берете вдохновение для своих стендапов, смотрите ли западных комиков?
— Конечно, смотрю. Это часть профессионального интереса. Но вдохновение исходит из внутреннего мира внутри себя. Что меня волнует в данный момент, о том и шучу.
— Как долго учится текст для монолога и что делать, если вы его забыли? Когда последний раз такое происходило?
— В целом текст не учится. Если ты его сам придумал, значит, он уже у тебя в голове.
— Друзья и близкие спокойно воспринимают репризы или колкости, в которых узнают себя?
— Да, абсолютно. Пока никаких претензий не было.
— Есть ли в вашем репертуаре истории, выговорив которые со сцены, удалось решить личную проблему? Определиться с важным выбором? Или хотя бы отомстить кому-то из врагов, унизив публично?
— Нет, такого нет. Никого унижать я не собираюсь. Максимум я могу порассуждать на тему поведения или поступка того или иного персонажа. Но унижать никого не собираюсь.
— В «Открытом микрофоне» на ТНТ вы выбирали подопечных по каким критериям? Были случаи, когда вы понимали, что неплохо, местами смешно, но выгонять жалко — беру; но потом попрощаюсь.
— Передача «Открытый микрофон» новая и в чем-то даже экспериментальная. Если честно, я вообще считаю, что научить человека шутить невозможно. Он сам должен проходить этот путь — от начинающего комика до больших залов с сольным концертом. Только так у него выработается индивидуальность. Поэтому в «Открытом микрофоне» мы, можно сказать, принимаем правила игры. Но, эти правила абсолютно честные и никакой личностной симпатии там не существует. Если ты смешной – идешь дальше.
— А вы могли взять в свою команду «Открытого микрофона» человека, который выступил не смешно, но в котором вы разглядели скрытый потенциал? Или стендап-комик должен быть смешным сразу, здесь и сейчас, в эту секунду?
— Конечно, мог бы. Более того, я думаю, ряд ребят мы так и брали. Кому-то из наставников нравилась харизма комика, характер, поднимаемые темы. Другой разговор, смогут ли они раскрыться на дистанции? Но для этого «Открытый микрофон» и существует.
— Советуете ли вы своим подопечным в шоу «Открытый микрофон» темы для выступлений, может быть, рекомендуете кому-то сменить имидж, подачу, даете на вооружение пару-тройку сильных слов и выражений? Другими словами, как проходит тренерская работа?
— Тренерская работа строится по принципу «не навреди». У каждого комика должен быть свой индивидуальный стиль. Поэтому лезть к нему со своими фразами, словами или видением юмора я не могу и не хочу.
— А что бы вы могли посоветовать людям, которые хотят организовать локальный «Открытый микрофон» в своем городе, селе, деревне, улице? С чего начинать?
— Вот этого я не знаю. Это все-таки вопрос не творческий, а организационный. И тут я мало что понимаю. Могу сказать в общем — надо пробовать. А куда потом это выйдет, ну время покажет.
— Вы, как креативный продюсер StandUp, наставник в шоу «Открытый микрофон», дайте, пожалуйста, совет начинающим и продолжающим стендап-комиком — с шутками на какие темы даже не стоит соваться ни в Stand Up, ни в «Открытый микрофон»?
— С несмешными. Шутка может быть на любую тему. Но чем жестче тема, тем умнее и смешнее должна быть шутка. Так, что если вы захотели просто эпатировать темой, то ничего не получится. Любая шутка, это очень большая и кропотливая работа.
— Кого из комиков «Открытого микрофона», не участвовавших в вашей команде, вы бы хотели заполучить и почему?
— Да вот нет такого. Потому что все члены жюри делают одну и ту же работу — они помогают молодому комику раскрыться. А от этого выиграет вся комедия в целом. А чей это будет комик, мой или кого-то другого члена жюри, лично мне абсолютно не важно.
Финал программы «Открытый микрофон» 2 июня в 22.00;
StandUp – каждое воскресенье в 22.00