USD 00,0000 EUR 00,0000
Каждую среду - номер с ТВ- программой в киосках и магазинах региона !
16+

Сетевое издание "Rodgor.ru" (16+) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство ЭЛ № ФС77-66294 Учредитель (соучредители): Общество с ограниченной ответственностью "Издательский дом "Волгоградская Правда"


vk ok telegram dzen youtube rutube

Александр Друзь: «Подарок от заключенного храню 12 лет»

Александр Друзь: «Подарок от заключенного храню 12 лет»

За 40-летнюю истории интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?» Александр Друзь стал одним из самых титулованных и любимым зрителями игроков. Как и несколько десятилетий назад, сердца россиян замирают, услышав голос капитана команды: «Отвечает Александр Друзь…»

Журналисту «Родного города» магистр телеигры ответит на вопросы о смене поколений знатоков, необычных подарках от поклонников и о подходах к воспитанию детей. 

«Не поверил Ворошилову»

Впервые на экране Александр Абрамович появился в 1981 году, на тот момент телевизионная игра «Что? Где? Когда?» с успехом шла уже шесть лет. Владимир Ворошилов решил, что передаче нужны новые имена и объявил о наборе новых участников.

–  Наблюдая за игрой по телевизору, я посчитал, что могу отвечать не хуже, поэтому и отправил заявку, – рассказывает Александр Друзь. – Мне позвонили почти через год и пригласили на отбор, куда прошли  около 90 человек. Из них остались 30. Мы и стали новыми знатоками.

Вскоре состоялось знакомство новичков  с легендарным режиссером и ведущим телепередачи Владимиром Ворошиловым.

– Ворошилов сказал нам, что рад видеть новых игроков. Отметив при этом, что прежние знатоки – «так себе», а на нас он возлагает большие надежды. В завершении добавил, что знатоки – главные в телепередаче. Я тогда ему не поверил…  А вот другой новичок утверждению Ворошилова не только поверил, но и проверил… Как-то оператор Александр Фукс (более 20 лет был бессменным оператором-постановщиком телеигры – прим. ред.), во время съемок, пробираясь через толпу, отпихнул новичка в сторону, а тот в свою очередь ударил Фукса локтем в живот: мол, я тут главный, а ты посмел меня толкнуть. Больше я того знатока на игре не видел. В целом же, отмечу, что Ворошилов в первом разговоре проявил себя, как он и впоследствии проявлял себя на эфире, а именно – с помощью провокаций создавал конфликт для игроков, чтобы они лучше раскрылись. Ведь в стрессовой ситуации человек способен показать наилучшие результаты.

Нравы поколений

С первых эфиров Александр Друзь сформировал для себя принципы, которыми пользуется и поныне.

– Важно не замечать камеру – абстрагироваться. Когда, в момент игры, начинаешь думать, что на тебя смотрят десятки миллионов телезрителей, как ты при этом выглядишь, то никакой игры не получится. Все внимание должно быть сконцентрировано на вопросе. Еще один важный принцип – не зажиматься, не бояться высказать свою точку зрения, предложить свой вариант, опасаясь неодобрения других членов команды, иначе результата не будет.

За 35 лет игры на глазах Друзя произошла смена поколений игроков:  80-е, 90-е, нулевые, десятые…

–  Во времена, когда я начинал играть, мы, возможно, были менее свободны в суждениях. И для нас результат был не так важен, главное – удовольствие от игры, участие в ней, взаимодействие с командой. Сейчас же молодежь больше нацелена на результат. По моему глубочайшему убеждению – сначала нужно работать над собой, находить новые возможности для саморазвития, потом и результат придет. Это касается не только игры.

Википедия не поможет

Кстати, вопреки сложившемуся стереотипу, знания магистр пополняет вовсе не из энциклопедий.

– У меня, действительно, неплохая домашняя библиотека, в ней порядка четырех тысяч книг. Отец начал формировать ее в 1930-хх годах, я продолжаю его дело. И чтение – одной из любимейших занятий. Но к игре это не относится. «Что? Где? Когда?» – игра не про знания, а про умение ими пользоваться, ведь знать все невозможно. А когда работает команда из шести человек, применяя различные интеллектуальные инструменты, тогда и рождается знание. Факты бессмысленны, если не уметь применять их с пользой. Поэтому специально энциклопедий я не читаю, запоминаю только то, что интересно. Поскольку мне интересно многое, кажется, что я знаю много.

Вопросы в игре имеют определенную структуру. Как правило, они сообщают неизвестное об известном.

–  Подсказки есть в самом вопросе, нужно только научиться их находить. Последовательность ключевых слов позволяет двигаться по вопросу и находить ответ. Чтобы освоить этот навык, нужно постоянно тренировать ассоциативное мышление. Самый простой способ – подвергать анализу все, что видите. Подбирать ассоциацию к каждому образу: будь то здание, украшенное лепниной, дерево необычной формы или образ литературного персонажа…  Еще очень важная вещь – работа на уровне подсознания, которой, кстати, владеют игроки женского пола. Речь идет о интуиции, о том, что называют «женской логикой». У мужчин с этим проблемы, но, при желании, если внимательно прислушиваться к своему подсознанию, оно может помочь.

О личном

Всю жизнь Александр Абрамович предан одной женщине – Елене. Они знакомы более полувека, а в браке находятся более 30 лет.  Сейчас, когда молодые пары, зачастую с легкостью прекращают отношения, принимая решение о разводе при малейшей размолвке, возникает вопрос, как сохранить семью и, возможно ли, счастливо сосуществовать с другим человеком долгие годы?

– В первую очередь, когда вступаешь в брак, важно осознавать, что этого человека будешь любить,  когда он станет старым и внешняя красота пройдет. Но в отличие от нее, внутренняя – останется в человеке. Важно понимать, что с возрастом, и положительные, и отрицательные качества станут проявляться ярче. Поэтому представьте, что в будущем может произойти с партнером. Второй момент – нужно уметь проявлять терпение, быть снисходительным к каким-то промахам партнера, поддерживать его в трудные часы, но тут важно, чтобы этот процесс был обоюдным. Если вы способны на это, то проживете долгую и счастливую жизнь.

В браке у Елены и Александра родились дочери – Инна и Марина. Они тоже игроки «Что? Где? Когда?» и обладательницы «Хрустальных сов». Сестры унаследовали от отца одно из главных качеств успешного знатока – любознательность.

– Дети любопытны по природе. Главный способ сохранить это качество – отвечать на их вопросы, какими бы тяжелыми или нелепыми они не казались. При этом ответы нужно искать вместе. А если родители несколько раз не ответили на вопросы своего чада, постепенно любопытство угаснет. Когда ребенок начинается знакомиться с миром, подходит к вам и задает вопрос, а в ответ слышит: «Пойди, «погули», я занят», на этом создание интеллектуального ребенка заканчивается.

Игра должна продолжаться

По словам нашего собеседника, главное, за что он благодарен телеклубу – добрые друзья.

– Это Виктор Сиднев, Леонид Владимирский,  Олег Долгов, Никита Шангин. Они сочетают  в себе те качества, которые я ценю в людях: порядочность, честность, эмоциональную открытость. Также я благодарен игре за навык грамотно пользоваться интеллектом в ограниченных промежутках времени. Это помогает решать жизненные задачи. Благодарен и за то, что научился работать команде, увеличил свою коммуникабельность. 

Телеигра Александру Друзю и сейчас нравится ничуть не меньше, чем 35 лет назад.

– Она может приносить удовольствие, может расстраивать, но нравится – всегда. И, я надеюсь, что так продлится и впредь.

У Друзя есть целая коллекция сов, подаренных в разное время телезрителями и друзьями. Фактически, как шутит наш собеседник, сова стала его тотемным животным.

– Например, друзья из Иерусалимского клуба «Что? Где? Когда?» сделали сову из сахара. Так что, если наступят трудные времена, некоторое время буду пить сладкий чай. Но среди сов есть особая вещь – фигурка охотника с лисой, сделанная из хлеба. Я получил ее после того, как в клубе отыграли в 2004 году вопрос про этого охотника от телезрителя, который находился в местах лишения свободы. А фигурку он попросил вручить мне, как его любимому игроку.  Она занимается почетное место рядом с совами.

Кстати, Александр Абрамович дважды посещал Волгоград. Впервые – в 1968 году. Тогда отец привез его в город-герой, чтобы показать величие возведенного за год до того мемориального комплекса на Мамаевом кургане.

– Второй раз был несколько лет назад с коротким рабочим визитом. Надеюсь посетить Волгоград снова для более близкого знакомства с легендарным городом. И буду рад лично познакомиться с волгоградскими игроками спортивного ЧГК и любителями телеигры.

Досье «Родного города»:

Александр Друзь, российский игрок интеллектуальных игр.

Родился: 10 мая 1955 года в Ленинграде (СССР).

Образование: Окончил Индустриально-педагогический техникум профессионально-технического образования в 1975 году и Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. академика В. Н. Образцова по специальности «ЭВМ» в 1980 году.

Карьера: В телеигре «Что? Где? Когда?» впервые появился в 1981 году, с тех пор выступал почти без перерывов, что является рекордом игры. Шесть раз награждался «Хрустальной совой» как лучший игрок интеллектуального Клуба, обладатель «Бриллиантовой совы» (приза лучшего игрока 2011 года). 

Хобби: путешествия, чтение.

Семья: женат, имеет двух дочерей и троих внуков.

Жизненное кредо:  Всегда оставайся самим собой.

Мария Карасева. Фото из личного архива Александра Друзя.

© Фото: Фото из личного архива Александра Друзя